Обломки советского бомбардировщика Пе-2 показали на выставке в Польше. Сбитый фашистами самолёт обнаружили прошлым летом в русле реки Висла. Известны и имена членов экипажа. Реставраторы старались успеть именно к середине января, когда отмечается день освобождения Варшавы от немецких захватчиков.
За стеклом витрины искореженный металл — это все, что осталось от самолета Пе 2, иначе «Пешки», знаменитого пикирующего бомбардировщика конструкции Петлякова. Часть фюзеляжа с кабиной, где сидели пилот и штурман, искореженный штурвал. Один из двух двигателей — в неплохом состоянии. Фрагменты шасси и парашюта, пулемет. Можно представить — стрелок-радист оборонялся от немцев, преследовавших нашу «Пешку», до последнего. Радиостанция, три пистолета.
В конце Второй мировой на других самолетах экипаж был из двух человек. Экипаж «Пешки» состоял из троих — летчик, штурман, стрелок-радист. Дружная команда. Все знали, если самолет будет подбит, то погибнуть придется всем вместе. Так произошло и 18 января 1945 года в небе над Польшей.
Советский самолет, скорее всего, производил разведку, фотографировал пути, по которым могли отступать фашисты. Немцы обнаружили «Пешку» и обстреляли. Экипаж пытался дотянуть до аэродрома в Сохачеве, но самолет упал в реку. Через 71 год мы узнали имена героев, троих боевых товарищей. Пилот — лейтенант Евстафий Чуловский, штурман — лейтенант Иван Животовский и стрелок-радист — старший сержант Яков Полькин.
«О Второй мировой и самом освобождении Вышгорода, которое произошло 18 января 1945 года, мы знаем немного. И только обнаружение этого самолета и последовавшие архивные изыскания историков в России, в частности Бориса Давыдова, пролили новый свет на этот момент окончания войны. Теперь мы знаем, какие части Красной Армии и, с другой стороны, Вермахта тут сражались, каким образом Первый Белорусский фронт производил разведку,» — отмечает директор музея Средней Вислы в Вышогруде Зджислав Лещиньский.
Висло-Одерская операция считается одной из крупнейших во Второй мировой. Она поменяла стратегический облик войны по оценкам историков. Освобождение Польши, выход Красной Армии к границам Германии. Германская Силезия — это бывшие территории как раз Польши. Критический момент для Вермахта. Победа СССР не за горами, скоро политическая карта мира будет совсем иной. Но и в эти победные месяцы советские офицеры и солдаты погибают, и потери не меньше, чем в начале войны.
«Битва за Восточную Пруссию — для многих неизвестные страницы истории. Это территории Польши, Литвы и Калининградской области. Наш долг — помочь установить имена всех погибших в этих боях,» — говорит руководитель Центра регионоведения в Калининградской области Светлана Постникова.
Интересно, что местные жители всегда знали, что где-то в этих местах был подбит советский самолет. Но только летом 2015 года поисковикам из общества «Саква» удалось его обнаружить благодаря засухе и обмелевшим рекам. Дальше предстояла очень непростая операция по извлечению остатков самолета. Тогда были обнаружены тела летчиков.
«Благодаря медальону, который был найден в останках самолета, удалось установить фамилии наших летчиков. Найдены родственники двоих из троих членов экипажа,» — рассказывает советник-посланник в Польше Юрий Пилипсон.
После этого остатки «Пешки» отреставрировали, очистили от ржавчины, нанесли специальные составы. Нужно было успеть к памятной дате — дню освобождения Польши. Поэтому польские реставраторы работали по ночам. И вот торжественный день — экспозиция открылась. Этому был посвящен отдельный вечер с участием местных школьников. Польские поисковики вместе с российскими еще надеются разыскать родных стрелка-радиста Полькина. А в городе Вышогруд Мазовецкого воеводства собираются установить памятник русским летчикам.