Воссоздание истребителя Ла-5

Воссоздание истребителя Ла-5Инженеры лаборатории реставрации раритетных самолетов Новосибирского государственного технического университета — НГТУ НЭТИ и фирмы «Авиареставрация» начали финальный этап воссоздания советского истребителя Ла-5 времен Великой Отечественной войны.
Сейчас в ангарах университета идет окраска самолета, а в пятницу пройдет самый важный этап: на самолет будут нанесены красные звезды.
Нанесение звезд состоится 24 июля 2020 в 16:00 в ангаре факультета летательных аппаратов (проспект К. Маркса 20, корпус 3.)
На самолете сейчас восстанавливается окраска времен Великой Отечественной войны. Согласно приказу BBC Красной армии от 3 июля 1943 года все самолеты истребители с лета того же года получили новую стандартную маскировочную окраску. Верхние и боковые поверхности окрашивались аэролаками темно-серого и серо-голубого цвета, нижние — голубого цвета. Темно-серый аэролак АМТ-12 должен был заменить в новых камуфляжах черные краски. Причиной такой, казалось бы, незначительной замены можно считать сделанный к тому времени военными маскировщиками вывод о том, что чисто черного цвета в фоне земли не существует. Даже тени от складок местности при наблюдении с высоты кажутся не черными, а темно-серыми. Уникальность Ла-5 в том, что это единственный массовый цельнодеревянный истребитель Второй мировой войны — он состоит из дерева на 80%.
Во время войны Советский Союз испытывал большие проблемы с производством алюминия, который тогда уже широко применялся в авиастроении. Наша страна тогда не имела больших разведанных месторождений этого металла, в результате Германия производила в три раза больше алюминия, чем СССР. Дерево уступало алюминию в весовой отдаче и долговечности, но было гораздо более доступным. Чтобы добиться дешевизны производства истребителей, советские конструкторы вынуждены были широко использовать дерево, а рекордсменом в проценте использованного дерева оказался конструктор истребителя Ла-5 Семен Алексеевич Лавочкин. В его самолете из металла состояли, в основном, шасси, силовая установка и вооружение.
Разумеется, деревянные детали самолета не могли сохраниться спустя 75 лет после войны. Чтобы восстановить самолет, инженерами лаборатории НГТУ НЭТИ заново выклеен фюзеляж из березового шпона. Это очень кропотливая работа: чтобы самолет имел оригинальную прочность, нужно выклеить до 6 слоев шпона. Технология выклеивания похожа на работу над папье-маше. Восстановление самолета заняло более 16 месяцев. «Когда меня спрашивают, где мы нашли этот самолет, я отвечаю — в Маслянинском лесхозе», — шутит руководитель работ, профессор кафедры прочности летательных аппаратов Владимир Бернс. В 90-е годы прошлого столетия зарубежные авиационные специалисты считали, что в России утеряна технология работы с древесиной, нет самой древесины и соответствующих клеев. «Английские авиареставраторы говорили нам, что единственное, из чего можно сейчас делать самолеты — белая канадская ель, или, иначе, спрус. Мы провели сравнительные испытания образцов из сибирской сосны и канадского спруса по международным правилам. И доказали, что сибирская сосна по прочности не уступает канадской. А российские клеи менее технологичны, но выдерживают большие нагрузки, чем английские», — говорит В. Бернс.
Попытки восстанавливать Ла-5 предпринимались и ранее, однако никому пока не удавалось создать точную копию самолета. После того, как работа над истребителем будет закончена, его передадут в музей военной техники города Верхняя Пышма Свердловской области — крупнейший в России музей боевой авиации.
Всего в СССР было произведено почти 10 тысяч Ла-5 разных модификаций. Несмотря на свою большую массу, он был одним из самых скоростных советских истребителей за счет того, что конструкторы смогли установить на него габаритный, но мощный двигатель АШ-82. На фронте он начал использоваться в 1942 году, впервые появился в небе в битве за Сталинград, массово использовался на Курской дуге. Именно там на Ла-5 одержал свою первую воздушную победу знаменитый советский ас Иван Кожедуб. На Ла-5 также летал легендарный советский безногий летчик Алексей Маресьев, прототип главного героя культового советского романа «Повесть о настоящем человеке». Бои на Курской дуге показали, что Ла-5 превосходит в воздушном бою немецкий истребитель Fw 190.
Ла-5ФН с форсированным двигателем являлся, пожалуй, первым советским истребителем, который мог в достаточно широком диапазоне высот драться на равных с современной ему версией «Мессершмитта».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *