В Музее военной техники УГМК очередное пополнение – в Верхнюю Пышму «прилетел» Ла-5ФН. Этот самолет стал одним из символов Великой Отечественной войны в глазах жителей стран бывшего Советского Союза и современной России.
На начальном этапе Великой Отечественной войны одним из применявшихся советской авиацией истребителей был ЛаГГ-3 (прародитель Ла-5). Он обладал целым рядом конструктивных недоработок и был трудным в пилотировании, однако летчики с уважением относились к этой машине. В боях Великой Отечественной самолет показал себя живучей машиной, способной вернуться на аэродром, даже в буквальном смысле изрешеченным.
Правда, уже к 1942 году ЛаГГ-3 уже не мог на равных бороться с новыми модификациями немецких истребителей – вооружение советской машины было значительно слабее: всего три пулемета с очень ограниченным боекомплектом.
Авиаконструктор Семён Лавочкин пошел навстречу требованиям фронтовиков — увеличил калибр оружия и боезапас, из-за чего вес конструкции резко увеличился, а скорость и скороподъемность упали.
На самолет был установлен двигатель воздушного охлаждения — АШ-82. Это решение оказалось верным – в 1942 году при нехватке моторов водяного охлаждения в стране имелись значительные запасы силовых агрегатов с воздушным охлаждением. Именно они и позволили в конечном итоге дать фронту новый истребитель – ЛаГГ-5, который 8 сентября 1942 года Приказом НКАП № 683 был переименован в Ла-5.
Представленная в Музее военной техники УМГК модификация Ла-5ФН отличалась более совершенной конструкцией мотора, которая позволяла использовать непосредственный впрыск топлива и выходить на форсированный режим. Литера «ФН» расшифровывалась как «Форсированный Непосредственного впрыска топлива».
В апреле 1943 года в Люберцах была проведена серия воздушных боёв между предсерийным Ла-5ФН и трофейным немецким истребителем Messerschmitt Bf.109G-2. Учебные схватки выявили подавляющее превосходство советского самолета по скорости на малых и средних высотах, на которых велась основная масса воздушных боев на советско-германском фронте. Анализ результатов этих боев привел к значительным изменениям в тактике действий советской истребительной авиации.
Новая модификация начала выпускаться и поступать в советские войска с марта 1943 года.
Любопытно, что самолет Лавочкина удостоился детального анализа и похвалы от противников. Во время Курской битвы один трофейный Ла-5ФН попал в испытательный центр в Рехлине (аналог нашего НИИ ВВС). Испытывал самолет летчик Ганс Вернер Лерхс.
«…Ла-5ФН представляет собой значительный прогресс в летных и эксплуатационных характеристиках по сравнению с ранними советскими истребителями. Особого внимания заслуживают его данные на высотах до 3000 м. Но максимальная скорость на всех высотах ниже, чем у германских истребителей. Наилучшая скороподъемность у земли сравнима с показателями FW-190A-8 и Bf-109. В наборе высоты и вираже на высоте до 3000 м Ла-5ФН близок к FW-190…
…Эффективность элеронов — выдающаяся. На скорости 450 км/ч полный оборот выполняется менее, чем за четыре секунды. На скорости 600 км/ч усилия на элеронах становятся чрезмерными, но можно прибегнуть к помощи быстрых воздействии рулем направления…
…Русский истребитель превосходит по скороподъемности FW-190A-8 вплоть до высоты 3000 м…
…Ни в коем случае не терять скорость и избегать длительного маневренного боя…»
После Великой Отечественной войны сохранившиеся самолеты Ла-5ФН активно использовались в качестве учебных самолетов в авиации СССР.
Портал города Верхняя Пышма