В музее военной техники УГМК появился новый уникальный экспонат – легендарный пикирующий бомбардировщик Пе-2, который сами летчики чаще всего называли «Пешкой». Разработанный авиаконструктором Владимиром Михайловичем Петляковым, Пе-2 стал самым массовым советским бомбардировщиком Великой Отечественной войны, всего было изготовлено более 11 тысяч этих боевых машин. Он применялся на протяжении всех четырех лет войны на всех фронтах и даже в морской авиации. Пе-2 стал по-настоящему универсальной боевой машиной, которая использовалась и как бомбардировщик, и как самолет-разведчик, и даже как истребитель.
Экспонат, представленный в Верхней Пышме, это реальный боевой самолет, найденный в Мурманской области. Совместно с поисковиками было установлено, что этот Пе-2 не вернулся с боевого задания 12 августа 1942 г. По документам 608 ближнебомбардировочного авиаполка, пилот – лейтенант Егоров Алексей Николаевич, стрелок-бомбардир – лейтенант Трифонов Михаил Мартынович, стрелок-радист 608 ББАП старший сержант Елисеенков Яков Андреевич. Наличие среди обломков самолета частей парашютных систем указало на то, что экипаж подбитую машину покинуть не сумел, однако останки летчиков не найдены. На месте падения самолета в настоящее время установлена памятная каменная плита.
Пе-2 был восстановлен московскими реставраторами и доставлен в Верхнюю Пышму грузовым автотранспортом. В течение четырех дней на открытой площадке музея была произведена сборка всех узлов.
Вопрос точности бомбардировок остро встал после завершения Первой Мировой войны. Постоянно возрастающая скорость самолетов приводила к существенному отклонению бомб от цели. Одним из вариантов решения этой проблемы стало создание бомбардировщиков, которые сбрасывали бомбы во время пикирования. Задача создать такую машину была поставлена перед центральным конструкторским бюро при НКВД, а конкретно перед входившем в него КБ-100, которое возглавлял Владимир Михайлович Петляков, в 1938 году. Первые испытания самолета, проходившего в документах под цифрами «100» состоялись в конце 1939 года, на основе этой боевой машины и был создан Пе-2, который серийно начали производить уже в 1940 году. Самолет мог нести до одной тонны бомб, экипаж состоял из трех человек, максимальная высота полета составляла 8800 метров, а дальность полета 1200 км.
«Пе-2 – это один из символов Великой Отечественной войны, настоящая «рабочая лошадка» советской военной авиации. По многим параметрам, это один из самых инженерно-продвинутых самолетов того времени. В конструкции самолета, например, использовалось порядка 50 электродвигателей, которые управляли многими механизмами и узлами самолета. Такая система стала своеобразным ноу-хау для советского авиапрома. Вместе с тем, оценки эффективности данной боевой машины в историографии разнятся от восторженных до предельно сдержанных. При всех достоинствах Пе-2 большинство историков военной авиации отмечают достаточно слабый уровень бронирования, что уменьшало живучесть самолета. Также большое количество автоматики требовало качественного техобслуживания, которое было практически невозможным в условиях постоянного движения линии фронта и нехватки квалифицированных специалистов, что приводило к частым авариям. В начале войны также ощущалась и острая нехватка летчиков, которые бы умели выполнять бомбометание именно с пикировки, потенциал Пе-2 просто не раскрывался, и машина использовалась для неприцельного бомбометания с горизонтального полета», — рассказал директор музея военной техники УГМК Александр Емельянов.
В настоящее время в коллекции верхнепышминского музея насчитывается 15 самолетов времен Великой Отечественной войны. Боевые машины размещены как на открытой площадке, так и в выставочном центре. Музей военной техники УГМК по праву считается одной из самых крупных российских выставочных площадок военно-технического профиля, наряду с музеями Москвы, Санкт-Петербурга, Тольятти и Саратова. За 10 лет в коллекции музея собрано более 200 единиц военной техники и раритетных автомобилей, уникальные коллекции отечественных наград, воинских регалий, массо-габаритных макетов холодного и огнестрельного оружия, а также униформа, снаряжение, знаки отличия российских вооруженных сил. В ноябре 2015 года музей был отмечен памятным знаком Российского военно-исторического общества «Лучший музей военной истории».