Самолет С-47 «Дуглас», потерпевший аварию в 1947 году на Таймыре, разобран и загружен на баржу, которая доставит его в Красноярск, где он станет экспонатом Музея освоения русского севера. Об этом сообщил ТАСС представитель Экспедиционного центра Русского географического общества (РГО) в Сибирском федеральном округе.
«Экспедиция по эвакуации самолета завершена успешно, с опережением графика. Самолет разобран по частям и погружен на баржу. В Красноярск он будет доставлен по Енисею», — сказали в РГО.
В зависимости от погоды на реке баржа прибудет в Красноярск в течение пяти — семи суток. После реставрации самолет станет ключевым экспонатом Музея освоения русского севера, который планируется создать в Красноярске.
Douglas С-47 DL SkyTrain (Серийный номер № 42-32892, заводской номер № 9118) был выпущен на заводе в Long-Beach (Калифорния) и передан в военно-воздушные силы США 24 февраля 1943 года. Борт подлежал передаче в СССР по договору ленд-лиза, и 12 марта 1943 года. в г. Фербенкс (Аляска) самолет был передан советской стороне с регистрацией СССР-Н238. С этого дня и по ноябрь 1943 года самолет находился в составе 7 перегоночного авиационного полка 1-й перегоночной авиационной дивизии Гражданского Воздушного флота на Красноярской Воздушной Трассе. Борт использовался для нужд АЛСИБа и на фронт попасть было ему не суждено. 16 арпеля 1943 года был официально передан Управлению Полярной авиации с регистрацией Л-1204: выполнял ледовую разведку, преимущественно в акватории Карского моря.
23 апреля 1947 года во время рейса из бухты Кожевникова в Красноярск у самолета отказали оба двигателя, и командир экипажа был вынужден совершить посадку в тундре с выпущенными шасси на снег глубиной 1-1,5 метра. При посадке оторвало стойки шасси, был частично поврежден силовой набор фюзеляжа, капотированием замят носовой обтекатель, левый мотор оторван вместе с рамой. Из 26 человек, находившихся на борту самолета, погибли девять, когда попытались по тундре выйти к населенному пункту. Остальные были эвакуированы с места аварии, самолет тогда увезти не удалось, и он находился в тундре до настоящего времени. Тем не менее, несмотря на аварию, он сохранился практически полностью.
С-47 — один из восьми тысяч американских самолетов, что были переданы СССР в 1942-45 годах по лендлизу.
«Дуглас» летит домой
В начале августа стало известно, что коллекция Музея освоения русского севера в Красноярске пополнится уникальным экспонатом — американским самолетом «Дуглас» С-47 , переданным СССР по ленд-лизу. Самолет, который в 1947 году совершил экстренную посадку на Таймыре, к концу августа этого года наконец добрался до Красноярска. «Лента.ру» рассказывает историю уникального экспоната.
В США «Дуглас» С-47 именовались «Скайтрэйн» или «Дакота». Всего этих военно-транспортных самолетов, разработанных на базе пассажирского DC-3, выпустили около 10 000 единиц. Еще около 6 000 советских Ли-2, построенных на базе С-47, было собрано в Ташкенте.
Первый полет «Дакота» совершила в декабре 1941 года, и почти сразу же эти самолеты стали поставляться в Советский Союз по ленд-лизу.
После войны уцелевшие машины использовались в гражданских целях, став основой малой авиации. Так произошло и с «Дугласом», пролежавшим 70 лет на Таймыре.
Неудавшийся отпуск
13 апреля 1947 борт Л-3072 вылетел из бухты Кожевникова. Спустя некоторое время он должен был сделать промежуточную остановку в Дудинке, а оттуда направиться в Красноярск. Помимо членов экипажа на борту находились 26 пассажиров, в том числе шахтеры, нефтяники, специалисты угольной промышленности и нефтеразведки, а также женщины и дети. Все они летели в отпуск.
Спустя некоторое время после вылета радиостанция аэропорта Хатанга приняла радиограмму пролетающего самолета: «Борт Л-3072. Прохожу вашу точку. Высота 3000 метров. Все в порядке, только отказал генератор правого мотора. Берегу аккумуляторы».
Ситуация, конечно, нештатная, однако такая поломка вовсе не означает, что полет следует прекратить. Второго генератора на левом моторе достаточно для того, чтобы не прерывать рейса.
До Дудинки оставалось лететь менее трех часов, по пути был запасной аэродром, так что авиадиспетчеров радиограмма не насторожила. Однако уже спустя час тревожную радиограмму приняли аэропорты Игарки, Дудинки и Хатанги: «Всем… Всем… Всем… Борт Л-3072. Отказал левый мотор… идем со снижением. По расчету впереди Волочанка… связи с ней нет. Берегу аккумуляторы. Следите…» Через двадцать минут Хатанга приняла обрывки еще одной радиограммы, сигналы были очень слабыми — вероятно, аккумуляторы «Дугласа» практически разрядились. Экипаж самолета сообщал, что идет на посадку в заснеженной местности, точные координаты неизвестны.
Как пишет блогер mozgovoy_vl, в 2011 году побывавший на месте приземления самолета, позже выяснилось, что помимо 26 зарегистрированных пассажиров на борту находились еще шесть безбилетников, а также 852 килограмма багажа. Фактически самолет был перегружен.
Поиски продолжались 20 дней, ими руководил герой Советского Союза Федор Шатров. Когда самолет наконец обнаружили, выяснилось, что первую неделю пассажиры и экипаж ютились в фюзеляже, доедали имеющиеся продукты и пытались починить самолет, однако безрезультатно. Спустя семь дней командир самолета Максим Тюриков, радист, бортмеханик и семь пассажиров решили уйти от «Дугласа» и попытаться выйти к какому-либо населенному пункту. С тех пор живыми их никто не видел.
Останки Максима Тюрикова нашли лишь спустя шесть лет — 23 октября 1953 года их обнаружили охотники в истоках реки Шайтан, примерно в 120 километрах юго-западнее от места, где оказался самолет. Максима Тюрикова опознали по партийному билету, свидетельству пилота и записной книжке.
«Никогда не забуду эти похороны. Я училась в седьмом классе. 26 октября в Красноярске был жуткий холод. Траурная процессия шла от старого аэропорта до Троицкого кладбища. Ребята-летчики без головных уборов несли на плечах гроб, обтянутый красной материей. Папа настолько любил авиацию, что даже меня назвал в честь авиационной линии — Авилина, позже первую букву «и» заменили на «е»», — рассказывала дочь Максима Тюрикова Авелина корреспонденту «Аргументов и фактов».
Останки других ушедших с Тюриковым в тундру людей не найдены до сих пор.
Дорога домой
Спустя 70 лет после аварии, 2 августа 2016 года, отряд из 15 человек, среди которых были специалисты Русского географического общества, сотрудники авиакомпании «Аэрогео» и родственники членов экипажа, вылетели на север Красноярского края. Целью экспедиции, проходящей при поддержке «Норникеля», было разобрать «Дуглас», подготовить его к транспортировке, переправить в Красноярск и установить памятный знак на месте трагедии.
По словам специалиста экспедиционного центра «Русского географического общества» (РГО) Игоря Абакумова, за 70 лет самолет практически не подвергся разрушениям. Видимо, суровый климат как бы законсервировал его на долгие годы.
«Задача команды — его разобрать, отстыковать крылья и фюзеляж. Затем по частям на вертолете и внешней подвеске все это доставить на баржу, которая будет находиться в 80 километрах. Далее по реке в гидропорт «Валёк», после — в Дудинку и по Енисею в Красноярск. Для его разборки мы везем с собой все необходимые инструменты и средства. Более того, в составе экспедиции есть американец Глен Мосс, который летал на «Дугласах» в США», — рассказывал Абакумов перед стартом экспедиции.
Добравшись до самолета, исследователи стали распиливать авиалайнер и обнаружили на обшивке записи членов экипажа и пассажиров.
Как сообщают sibnovosti.ru, на внешней обшивке самолета химическим карандашом было выведено: «Я борт Тюрикова. На борту 3 детей и 6 женщин. 22.04.47 в 00:30 из Кожевниково вылетел самолет и взял курс на Красноярск. В 5:30 вынужденная посадка. Жертв нет». Вероятно, эту надпись сделал сам Тюриков.
После его ухода надписи на обшивке делал один из пассажиров, оставшихся ждать помощь в фюзеляже. «Сидим одни. Все на исходе. Духом никто не падает. Праздник встретили. Всем весело», — написал он 1 мая 1947 года.
Последняя запись датируется 11 мая — именно в этот день после 20 дней поисков команда Федора Шатрова наконец обнаружила самолет, и пришла на помощь людям.
На то, чтобы распилить самолет, подготовить его к транспортировке и установить памятный знак, у экспедиции ушел почти месяц. 29 августа «Дуглас» успешно добрался до Красноярска. Руководитель экспедиционного центра РГО Игорь Спириденко отметил, что в будущем самолет хотят восстановить до рабочего состояния. Возить пассажиров он, вероятно, уже не будет, а вот выполнять показательные полеты вполне сможет.
Тимур Юсупов
Lenta.ru