18 октября исполняется 55 лет со дня первого полета самолета-амфибии Бе-12. Работы над новой турбовинтовой амфибией Бе-12 которая должна была заменить летающую лодку Бе-6, были начаты в ОКБ Г.М.Бериева в 1956 г. Предусматривалось создание противолодочного самолета для борьбы с многоцелевыми подводными лодками в ближней морской зоне, а также поисково-спасательной машины на его базе.
«Важной особенностью в проектировании новой машины стал системный подход к созданию авиационного комплекса. До этого основное внимание уделялось летно-тактическим характеристикам летательного аппарата — носителя, а средства борьбы с подводными лодками считались второстепенным. Теперь же требовалось создать единый авиационный противолодочный комплекс, обеспечивающий как поиск, так и поражение подводной лодки. Новый самолет, призванный заменить Бе-6, в отличии от своего предшественника, должен был располагать радиолокационной станцией, поисково-прицельной системой, магнитометром, нести радиогидроакустические буи, глубинные бомбы и противолодочные торпеды, а также иметь амфибийные качества», — отметила пресс-служба ТАНТК имени Бериева.
В июне 1960 г. первый опытный самолет-амфибия Бе-12 был закончен постройкой и передан на летно-испытательную станцию для проведения заводских летных испытаний. После наземной отработки систем, 18 октября 1960 г. состоялся его первый полет. Машину поднял в воздух с заводского аэродрома в Таганроге экипаж в составе командира корабля летчика-испытателя Г.И.Бурьянова, второго летчика-испытателя Н.И.Сапачева, штурмана В.М.Богача и радиста Г.В.Галяткина. Самолет Бе-12 строился серийно на Таганрогском авиационном заводе №86 имени Георгия Димитрова с 1963 по 1973 гг. В период с 1964 по 1981 гг. на Бе-12 установлено 42 мировых рекорда в своем классе. Всего было построено 142 машины всех модификаций (основной противолодочной модификации Бе-12 и поисково-спасательной — Бе-12ПС).
«Самолет-амфибия Бе-12 стал первым авиационным противолодочным комплексом специальной постройки, поступившим на вооружение отечественной морской авиации. В целом положительно оценивали самолет летавшие на Бе-12 летчики. Для технического состава наземное обслуживание машины также не представляло серьезных трудностей, тем более что доступ ко многим агрегатам и блокам, располагавшимся открыто на этажерках по бортам лодки, был свободным. Отмечалась и фирменная «бериевская» прочность планера Бе-12. Строевые экипажи, также отмечали хорошие мореходные качества «Чайки» (так нередко сами морские летчики называли эту машину в частях)», — рассказали в ТАНТК.
В 1992 г. Бе-12 был официально снят с вооружения, хотя сами машины продолжали эксплуатироваться до выработки ресурса. Таким образом, к началу 21-го века, «Чайки», как противолодочные Бе-12, так и поисково-спасательные Бе-12ПС, в российской морской авиации оставались только в боевом строю Черноморского флота, входя в состав противолодочной эскадрильи, которая базируется на крымском аэродроме Кача. Не смотря на то, что поисково-прицельный комплекс Бе-12 устарел, в руках подготовленного экипажа, это ещё вполне эффективное оружие, что наглядно показали прошедшие этой весной на Северном флоте соревнования экипажей противолодочной авиации. Летчики-противолодочники морской авиации Северного, Тихоокеанского и Черноморского флотов состязались в выполнении тактических приёмов поиска, классификации и слежения за подводными лодками с применением радиолокационных и гидроакустических средств противолодочного обнаружения. Черноморцы принимали участие в состязаниях на своих штатных амфибиях Бе-12 и выступили вполне достойно.
Тем не менее, техническое состояние самолетов эксплуатировавшихся более 20 лет без выполнения капитального ремонта (выполнялись только работы по продлению ресурса), вызывало серьезные проблемы. В итоге, в 2012 г. было принято решение о проведении на ТАНТК им. Г.М.Бериева капитально-восстановительного ремонта на самолетах Бе-12, включая ремонт двигателей и замену воздушных винтов. В течение 2012-2015 гг. четыре амфибии прошли капитальный ремонт в Таганроге и сейчас все они переданы обратно в строевую часть. Отремонтированные в Таганроге Бе-12, будут летать в ближайшие годы. Одной из важнейших задач для Бе-12 станет сохранение и подготовка кадров летного и инженерно-технического состава для гидроавиации. Планируется возобновить полеты амфибий с воды. Поэтому получившие «вторую молодость» заслуженные самолеты-амфибии Бе-12 вероятно будут эксплуатироваться до конца нынешнего десятилетия, и имеют все шансы встретить и свой 60-летний юбилей не в виде памятников и музейных экспонатов, а в боевом строю российской морской авиации, подчеркнули в ТАНТК.