Шлем Марка Галлая передан на хранение в городской музей

Шлем М.ГаллаяШлем Героя Советского Союза Марка Галлая передан на хранение в городской музей подмосковного Жуковского, сообщил Жуковскому информагентству директор музея Сергей Мельников.

«Уникальную реликвию – шлем Героя Советского Союза, летчика-испытателя Марка Галлая – передали в Жуковский музей истории покорения неба энтузиасты из «Клуба исторических дилетантов». Этот шлем долгие годы хранился у племянника Марка Галлая, в его доме на Валдае: достался ему в подарок от дяди. В прошлом году племянник умер, а родственники выставили шлем на торги в интернете», — уточнил Мельников.
– Ребята, которые дружат с музеем, болеют за историю нашего города и иногда в шутку себя называют «Клуб исторических дилетантов», приняли решение о том, что такая реликвия должна храниться в городском музее. Они выкупили шлем, – добавил директор.

По данным ЖИАМО, в Жуковском музее хранятся подлинные вещи и документы многих заслуженных летчиков-испытателей и Героев нашей страны, в их числе – Амет-хан Султан, Гудков, Гарнаев, Нюхтиков, Щепетков, Ващук. Все эти реликвии были переданы в дар музею безвозмездно. В скором времени шлем Галлая также займет свое достойное место в открытой экспозиции.

Наша справка

Марк Лазаревич Галлай – советский летчик-испытатель, писатель, Герой Советского Союза. Галлай родился 3 [16] апреля 1914 года в Санкт-Петербурге.

Работал токарем, учился в Ленинградском институте инженеров гражданского воздушного флота, потом окончил Ленинградский политехнический институт и Школу пилотов ленинградского аэроклуба. С 1935 года летал на планерах и прыгал с парашютом в Ленинградском аэроклубе. С 1937 года Галлай работал инженером в ЦАГИ, без отрыва от работы окончил летную школу и в сентябре 1937 года стал летчиком-испытателем ЦАГИ.

После начала Великой Отечественной войны в июле 1941 года Марк стал летчиком-истребителем 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи ПВО Москвы, до сентября участвовал в защите Москвы от налетов немецкой авиации.
Галлай совершил девять боевых вылетов. Во время первого ночного налета «люфтваффе» на Москву 22 июля 1941 года он сбил «Дорнье-215». Это единственная вражеская машина, сбитая им. За этот боевой эпизод Галлай был награжден орденом Красного Знамени. В январе – марте 1942 года был заместителем командира эскадрильи 128-го бомбардировочного авиаполка, совершил 28 боевых вылетов.

С мая 1943 года Марк Галлай был летчиком 890-го полка авиации дальнего действия. В июне 1943 года, в составе экипажа Пе-8, летевшего через линию фронта, был сбит над оккупированной территорией в районе Брянска и выпрыгнул с парашютом. Галлаю удалось найти партизан Рогнединской партизанской бригады, и через 12 дней он на самолете был вывезен за линию фронта, после чего вернулся на летно-испытательную работу.

В 1950 году Галлай был уволен из ЛИИ имени М.М. Громова. В 1950 – 1953 годах – летчик-испытатель в НИИ-17, в 1953 – 1958 годах – в ОКБ Мясищева. За время летно-испытательной работы освоил около 125 типов самолетов, вертолетов и планеров. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено в 1957 году за мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники.

В 1958 году Марк Галлай был уволен в запас из Вооруженных сил СССР в звании полковника. В 1958 – 1975 годах он работал в ЛИИ старшим научным сотрудником. В 1960 – 1961 годах – инженер-методист первого отряда космонавтов, работал с первой группой – «гагаринской шестеркой». По одной из версий, знаменитое гагаринское «Поехали!» было перенято им у Галлая. Он работал с космонавтами на тренажерах и перед началом упражнения спрашивал: «Ну? Поехали?». «Поехали!» – отвечали ему.

С 1959 года Галлай был заместителем председателя методического совета Министерства авиационной промышленности СССР по летным испытаниям. Опубликовал около 30 научных работ, преподавал в Московском авиационном институте, Академии гражданской авиации.

Награжден 11 орденами: трижды – орденом Ленина, четырежды – орденом Красного Знамени, дважды – орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, орденом «Знак Почета», 15 медалями. Заслуженный летчик-испытатель СССР. Доктор технических наук, профессор, академик Акаде­мии транспорта Российской Федерации.

Первую книгу «Через невиди­мые барьеры» Галлай опубликовал в 1960 году. Пять лет спустя он стал членом Союза писателей СССР, а с 1975 года полностью сконцентрировался на литературном труде.

14 июля 1998 года Марк Лазаревич Галлай скончался. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве (участок № 4).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *