Боевой самолет Як-3, простоявший в частном музее США больше 20 лет, возвращается в Санкт-Петербург по морю. Ожидается, что легендарный истребитель, в ноябре покинувший порт Лос-Анджелеса на американском судне, прибудет в Северную столицу 14 декабря. Но специалисты не исключают, что «приплыть» самолет может и раньше, пишет Российская газета.
Как рассказал начальник отдела информации ОКБ имени А.С.Яковлева Юрий Зацепкин, когда воздушное судно пройдет все необходимые процедуры на таможне Петербурга, его отправят в Москву, где и будет решаться его дальнейшая судьба. Скорее всего, реликвия займет место в одном из российских музеев военной авиации.
«В столице самолет тщательно осмотрят, проверят состояние двигателя. Если будет нужно, отремонтируют, — пояснил Юрий Зацепкин. – В настоящее время истребитель непригоден к полетам, но на нем стоит настоящий двигатель. А вот вооружение у воздушного судна макетное».
В Северо-Западном таможенном управлении сообщили, что декларация на самолет в ведомство еще не поступала.
Напомним, самолет Як-3, произведенный на Саратовском авиационном заводе, во время войны на собственные средства, вырученные от продажи меда, приобрел пчеловод из Саратовской области Ферапонт Головатый. Колхозник торжественно вручил истребитель Герою Советского Союза летчику-асу Борису Еремину, который сбил на нем 14 вражеских машин.
После войны истребителю пришлось «пережить» несколько непростых моментов: сначала он, всеми забытый, стоял в Центральном доме авиации, потом оказался в музее ОКБ имени Яковлева, где его отреставрировали. Оттуда в начале 90-х годов историческую реликвию вывезли в Калифорнию для участия в авиашоу частного музея Санта-Моники, в котором он «застрял» больше чем на 20 лет.
Вернуть судно на Родину много лет пытался и сам летчик Борис Еремин, и ветераны Саратовского авиационного завода, но решить вопрос удалось только сейчас при участии российского МИДа. Единственное условие, которое поставили в США – российская сторона должна была оплатить обратное «путешествие» истребителя из Калифорнии в Петербург.
Кстати, в мире осталось всего два самолета такой модели. Второй – хранится в музее авиации Ле Бурже во Франции.