ЭКСПЕРТЫ РАЗМЫШЛЯЮТ О ТОМ, ГДЕ ВУЗ ВОЗЬМЕТ «БЕСХОЗНЫЙ» САМОЛЕТ И НУЖЕН ЛИ ОН ГОРОДУ, МУЗЕЙ ВВС В МОНИНО ЗАВИДУЕТ — ТОЖЕ ХОТЕЛИ БЫ ТАКОЙ, НО ДЕНЕГ НЕТ
Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», руководство КНИТУ-КАИ рассматривает возможность создания перед своим корпусом №2 (Четаева, 18) своего рода авиамузея. В планах — установить там не только исторический Ту-144, но и стратегический ракетоносец Ту-160 — такие машины сегодня стоят на вооружении ВВС. Парадоксально, но, как полагают спецы, перетащить 110-тонного «стратега» (Ту-160 — самый крупный в истории авиации сверхзвуковой боевой самолет) будет проще, чем 90-тонный пассажирский лайнер.
ТУ-144 ПЕРЕВЕЗУТ К ЛЕТУ
Газета «БИЗНЕС Online» в сентябре прошлого года писала о намерении КНИТУ-КАИ установить перед одним из своих корпусов самолет Ту-144, который ныне находится возле 6-го здания вуза, почти на окраине Казани. Напомним, тогда источник «БИЗНЕС Online» в авиастроительной отрасли рассказал, что это инициатива ректора Альберта Гильмутдинова, которая получила одобрение президента РТ Рустама Минниханова.
Руководство КАИ надеялось, что самолет удастся перевезти к 125-летию Андрея Николаевича Туполева — 10 ноября минувшего года. Но, думается, это была изначально невыполнимая в этот срок затея. Ведь она требует решения целого комплекса сложных задач. Как облегчить 90-тонную махину? По какому маршруту перемещать самолет? И как вообще его разобрать, а потом собрать, не причинив вреда? В 1985 году, когда машину перегнали в Казань, это делали специалисты ЛИИ им. Громова. Эксперты считают, что сегодня найти людей, знакомых с конструкцией Ту-144, будет трудно, если вообще возможно.
Как сообщил на днях источник «БИЗНЕС Online» в авиастроительной отрасли, перебазирование отложили на наступивший 2014 год: «В связи с тем, что КАПО и казанский филиал «Туполева» загружены ремонтом машин (Ту-22М3 и Ту-160 — авт.), решение вопроса перенесли. Но Гильмутдинов с Тихомировым (Борис Тихомиров — генеральный директор ЗАО «Казанский Гипронииавиапром» — авт.) договорились, что институт будет готовить документацию по транспортировке машины и ее установке напротив второго здания КАИ. То есть от идеи не отказались, более того, когда шло обсуждение проблемы перевозки Ту-144, Гильмутдинов высказался за то, чтобы поставить на Четаева еще и бомбардировщик Ту-160».
Газета «БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать эту информацию проректора по образовательной деятельности КНИТУ-КАИ Николая Маливанова. «Вопрос установки Ту-144 действительно находится в стадии практической проработки, — сообщил он. — В его решении нас активно поддерживают коллеги с КАПО и из казанского Гипронииавиапрома. Это непростая логистическая и инженерная задача, которую мы надеемся решить к лету… Установка Ту-160 также рассматривается, но, очевидно, в практическую плоскость она может перейти только после решения вопроса о Ту −144».
«ШКОЛЬНИКИ УЖЕ И НЕ ЗНАЮТ, ЧТО КАЗАНЬ БЫЛА НЕ ТОРГОВЫМ ЦЕНТРОМ,
А ПРОМЫШЛЕННЫМ ГОРОДОМ»
Очевидно, что речь идет не только о решении авиауниверситетом своих вопросов (в Ту-144 намереваются сделать профориентационный музей), но и о серьезном преображении целого казанского микрорайона. Не зря наша предыдущая статья на эту тему вызвала бурное обсуждение среди читателей «БИЗНЕС Online». Одни в присланных комментариях полностью поддерживали «переброску» Ту-144, другие были категорически против, утверждая, что никакой ценности для города машина не представляет. Третьи настаивали, что борт надо сохранить на нынешней его стоянке как учебное пособие. Приведем некоторые отклики.
«Что за бред придумали опять? Денег девать некуда? Займитесь лучше делом, а не PR-акциями. Новое здание достроить не можете, все денег нет, хотя ежегодно обещаете, что вот-вот закончите, а на эту затею хватает».
«Правильная идея. Школьники уже и не знают, что Казань была не торговым центром, а промышленным городом».
«Возможно, Гильмутдинов ничем себя не проявит как ректор КАИ, но в истории останется тем, что спас от гибели такой раритет».
«Реально этот самолет — нечто большее, чем просто летательный аппарат, это было не меньшим скачком науки и техники СССР, чем полет в космос, для того времени. То, что он загнивает сейчас на глазах у казанцев, это кощунство, с другой стороны, красноречиво показывающее отношение к авиации в нашей стране. Тех, кто хочет сэкономить деньги, оставив самолет умирать, вообще не понимаю. В стране очень много денег, их немерено. Просто используются не для нужных целей. Уверен, что Ту-144 на Четаева будет большим символом и гордостью для казанцев, наполненным реальным смыслом, патриотизмом, чем скульптура Даши Намдакова, на которую также хорошо потратились».
«Для сбережения самолета и его использования в учебном и профориентационном процессе есть только один разумный путь — сделать над ним крышу, а с фасадной стороны стеклянную стену… 6-е здание — Святое место. Это место рождения нескольких поколений авиастроителей. Трогать «Тушку» нельзя, самолет этого не переживет. Да и городу такое жертвоприношение не по карману».
«Ту-144 это же был провальный проект, бездумная гонка с «Конкордом». Это не символ прогресса, это символ совка. Не нужен такой памятник».
«Прекрасная идея! Я каист и горд этим. Готов дать 10 тысяч рублей на перевозку. Каисты, давайте скинемся!»
«ГДЕ ВЗЯТЬ ТУ-160 — НЕ ВОПРОС»
Некоторые читатели вообще высказались за то, чтобы создать в Казани полноценный авиамузей — из простаивающих на аэродроме КАПО самолетов (Ил-62, Ту-22М3, Ту-160), которые без этого просто распилят. Напомним, что такие идеи в разное время высказывались и самим руководством авиазавода, а на аэродроме «Куркачи» даже задел такой экспозиции сделан.
Кстати, напомним, что мысль поставить перед вторым зданием КАИ самолет родилась еще при ректорстве Юрия Гортышова — тогда хотели купить на КАПО ракетоносец Ту-22М3, но не сошлись в цене. А позже «тройку» завод установил у главного въезда на свою территорию. Но если Ту-22М3 из так и не реализованных заделов на аэродроме КАПО простаивает несколько (во всяком случае так было еще несколько лет тому назад), то где взять Ту-160, которых было выпущено не так уж и много (по приблизительным данным, на КАПО построили 35 таких машин, сегодня в ВВС России — 16)?
«Где взять — не вопрос, — уверен источник «БИЗНЕС Online». — Во всяком случае на КАПО один самолет стоит вообще невостребованный. Это не боевая, а экспериментальная машина, построенная примерно в середине 80-х. В Казань ее пригнали на модернизацию, но денег не стало, и тему закрыли. Надо просто с «Туполевым» договариваться и находить приемлемое решение». Причем, как полагает источник, перетащить Ту-160 будет проще, чем Ту-144, хотя и весит он больше — 110 тонн. «Дело в том, что есть оснастка и люди, которые знают машину, — объяснил он. — Поэтому ее проще разобрать и смонтировать».
«…И В УКОР НЫНЕШНИМ «ДЕЯТЕЛЯМ»
Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов порассуждать на тему того, уместен ли на казанской улице стратегический ракетоносец.
Дмитрий Пузырев — советник по градостроительству и архитектуре ООО «Ак Барс Девелопмент»:
— Считаю, что этот самолет украсит город. Унылую застройку Ново-Савиновского района — тем более. Кстати, напомню, что изначально половина микрорайона, где находится второе здание КАИ, отдавалась под его студгородок, это потом уже от этой земли стали отрезать, отрезать и отрезать. А идея была отличная… К тому же это история и все, что связано со строительством ракетоносцев в Казани, с прошлым КАПО, важно. Если самолеты установят, обязательно буду приходить смотреть. У меня сотрудник недавно ездил в Ульяновск и побывал в музее гражданской авиации. Приехал с фотографиями, так нас от них оторвать невозможно было. Можно представить, какие будут ощущения от вида этих самолетов, особенно у детей.
Александр Санников — руководитель фонда содействия центральному музею ВВС (Монино):
— Сейчас договариваемся с одним из авиаремонтных заводов покрасить Ту-144. С нас запросили 963 тысячи, покраски хватает максимум на пять лет. Так что можете себе представить масштаб затрат. А помимо этого мы каждый год раскладываем в самолете по 300 килограммов силикагеля — вещества, поглощающего влагу. Летом мы его просушиваем. И вентиляцию регулярно надо делать, иначе очень быстро алюминиевые части начнут гнить. А если ухаживать, все будет нормально: в Монино с 1982 года Ту-144 стоит.
А вот Ту-160 мы хотели бы иметь, но его нет, и этого самолета вообще нет ни в одном музее. И купить его, и сюда доставить — сейчас почти нерешаемая задача. Если бы у нас было достаточно денег и на КАПО оказался бы «ненужный» самолет, мы бы его выпросили — в музее он интереснее, чем в виде памятника. Согласен, такие вещи для профориентации полезно иметь, но в музее он принесет пользы больше. По деньгам Ту-160 может стоить много — не один десяток миллионов рублей. Впрочем, это же исторический экспонат и не имеет цены как таковой. Но вот, к примеру, когда немцы забрали в России «Буран», то только на перевозку 8,5 миллиона евро потратили.
Не знаю, насколько престижно иметь в городе такие экспонаты, но знаю, что их надо обеспечивать достаточно серьезной охраной. К примеру, в Иркутске Ту-104 просто сожгли, хотя и стоял он рядом с аэропортом.
Геннадий Дегтярев — бывший ректор КНИТУ-КАИ:
— С точки зрения города это хорошо, а с точки зрения института — отлично! Это гордость нашей авиации, созданная в том числе и нашими выпускниками. Школьники, студенты будут об этом знать… Мысль об установке какого-либо самолета возникла не сегодня. Когда в 2004 году мы сдавали этот корпус, мы это обсуждали. Но тогда ведь мы бедные были, поэтому вопрос был снят с повестки дня… Это хорошо и с воспитательной точки зрения, и с точки зрения вида района, и в смысле собственной гордости, ощущения сопричастности великому, которое у каждого сотрудника КАИ должно быть.
Ильдар Валеев — историк авиастроения в Казани:
— Пусть самолеты установят. Но я вижу, что творится в парке Победы — это не просто вандалы, а вандалы в кубе. Все памятники в России сейчас надо, как в зоопарке, в клетке держать. Уже «Бэкфайр» (Ту-22М3 — авт.) у завода разрисовывают, а если бы он чуть пониже стоял, был бы уже весь расписанным. Памятник меценату под Кремлем разломали. В нашем городе, очень жестоком, для таких вещей нужна охрана.
Теперь что касается непосредственно самолетов. Ту-144 — это была афера. Иметь такое мощное КБ и не просчитать всех минусов и плюсов… Да, может быть, он дал какой-то толчок, но финансово, экономически — пшик, зарыли огромные деньги. К тому же в Казани эту машину не строили… А вот Ту-160 — чисто казанская машина. Это память о Копылове (Виталий Копылов возглавлял казанский авиазавод в 1973 — 1994 годах — авт.), о тех гениальных руководителях завода, которые поднимали нашу промышленность. Они сделали этот сверхсложный самолет. На заводе до сих пор вспоминают первый полет первого казанского Ту-160 (это было в октябре 1984-го): «Секретность была жуткая, но мы все равно знали, когда будет первый полет. В известное время подошли к краю аэродрома, а там уже весь завод стоял…» Пусть этот самолет стоит в Казани — хотя бы и в укор нынешним «деятелям».
Тимур Латыпов
Позабавила фраза «Монино мечтает об этом самолете». Судя по тому, как это Монино (в лице его никчемного руководства) сгноило и сожгло уже не одну единицу экспонатов, этот второй ту-144 им, простите, нахер не уперся. Только благодаря волонтерам ту-144 в Монино удается поддерживать. Без них он так же бесславно сгнил бы. Монино в свое время послала к черту опытный прототип. О каких мечтах идет речь? Если разве что на цветмет Монино мечтает порубить да по карманам растырить. А высказывание автора этой публикации Т. Латыпова и вовсе возмутительно. Это я о «пщике», который по его мнению представлял из себя первый пассажирский сверхзвуковик. Юноша, а Вы в то время жили, Вы там работали, Вы участвовали как-то в этом не имеющем нигде аналогов проекте? Вы страну из руин послевоенных поднимали? Что сами Вы для Родины сделали, чтобы пщиком называть труд тысячи людей? Через 20 лет из разрухи из пропеллеров шагнуть за звук. В отличии то тех же благополучных Англии и Франции. Пщик — это Ваше умозаключение.
Сразу спешу принести извинения автору публикации. По чем зря обрушился на Тимура. Пострадал человек не за что. Не сразу разглядел, что это приводилась цитата некоего историка. Тимур еще раз примите мои искренние извинения. Сам ужаснулся, когда очки одел и перечитал еще раз. А вот с этим историком категорически не согласен и все выше описанные негодования и вопрошания адресованы к нему. Возмутительна его оценка роли Ту-144 в истории мировой авиации, промышленности и науки.Так может рассуждать только, простите, очень недалекий гражданин своей страны.