Ту-144 СССР 77106. Жизнь после жизни

Большая и очень грязная машина привлекла наше внимание на первом же субботнике. И не только наше – сотрудники музея тоже считали, что подготовку к авиашоу «Летающие легенды -2005» надо начинать именно с мытья этого аппарата.

Пролог

Посадка Ту-144 №04-1 (СССР-77106)Бурный рост воздушных перевозок в послевоенный период, а также яркие успехи в совершенствовании характеристик авиационной техники в 1950-е годы задали развитию гражданской авиации весьма определенный вектор. Чтобы вписаться в условия, диктуемые временем, ведущие авиационные державы приступили к рассмотрению возможности создания сверхзвуковых авиалайнеров, летающих на недосягаемых ранее скоростях и высотах. Это сулило большие перспективы в части эффективности пассажирских перевозок. Будущие поколения аэробусов должны были обладать повышенной отдачей за счет быстрой оборачиваемости, высокой регулярности рейсов и разгрузки переполненных «тихоходами» воздушных трасс. История проектирования и рождения сверхзвуковых самолетов «Конкорд» и Ту-144 уже не раз описана. 1 января 1969 года, на следующий день после исторического события, все газеты опубликовали сообщение ТАСС: «Первый полет сверхзвукового пассажирского самолета является новым достижением советской науки и техники, крупным вкладом в развитие советского самолетостроения на пути использования авиации в мирных целях». Затем последовали испытания, многочисленные переделки, фактически, второе рождение Ту-144 уже в серийном облике, Парижская катастрофа, третье рождение в облике Ту-144Д, дебют на регулярной трассе «Домодедово-Алма-Ата» и плавный закат программы, который еще ждет своих исследователей. Чем больше проходит времени с тех пор, тем дальше уходит от нас в историю легендарный самолет с его блестящими достижениями и поучительными провалами. Настоящее повествование, однако, посвящено обратному процессу. Точнее, попытке его совершить над отдельно взятым экспонатом…

Ту-144 зав.№04-1 (рег. СССР-77106) был построен Воронежским Авиационным Заводом в 1975 году и уже 4 марта заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза А.И.Вобликов поднял его в воздух. Отрабатывался директорный заход на посадку, автоматическая система управления, автомат тяги и другие агрегаты. Зимой того же года, не дожидаясь окончания Госиспытаний, начались эксплуатационные рейсы из Москвы в Алма-Ату. Смешанные экипажи МГА, МАП и ЖЛИиДБ Туполевской фирмы, работники аэропортов и служб УВД учились эксплуатировать новое поколение лайнеров, обслуживать его и вводить в строй. Лидером программы выступал СССР-77106, на помощь которому впоследствии пришел еще один аналогичный борт. Возили почту, грузы, технический персонал, представителей прессы и работников многочисленных смежных предприятий. Затем начались регулярные полеты и для обычных пассажиров, а на 77106 продолжили испытания по доводке систем кондиционирования, топливной системы и т.д. В общей сложности самолет налетал 582 часа. Свою карьеру он закончил 29 февраля 1980 года, когда экипаж Г.Воронченко перегнал его в Музей ВВС в Монино, где он и остался навсегда.

Знакомство

Так сложилось, что именно с этой машины началась фактическая история редкого для нашей страны явления — волонтерского движения в Монинском музее ВВС. Если точнее – то она началась с помывки. Дело было 18 июня 2005-го, когда в музей прибыло около 50-ти человек, вооруженных щетками, тряпками и ведрами, закупленными в ближайшем магазине. Энтузиазма на тот момент было гораздо больше, чем умения и опыта, но с помощью сотрудников музея и присутствовавших авиационных специалистов, с помывкой справились успешно.

Что делать с машиной дальше – никто на тот момент не представлял, поэтому больше года к Ту-144 не прикасались, только сбрасывали снег с крыльев (зима 2005-2006гг. выдалась на редкость снежной и морозной).

К счастью, благое начинание не заглохло. Холода не заморозили волонтерское движение, и с приходом весны масштабы работ увеличились. Одновременно росла и развивалась вся новоиспеченная организация добровольных помощников Музея ВВС. Приходили новые люди, обладающие ценными знаниями и навыками, а старожилы набирались опыта, благо для этого имелись все возможности. Объединяло одно – понимание ценности одного из крупнейших в мире Музеев, и решительное желание не допустить повторения судьбы Ходынки. Иллюзий о государственной поддержке не было. Еще немного, и следующее поколение об отечественной авиации сможет узнавать лишь по картинкам…

Реставрация

Добровольцы 2005Желание перейти от помывки и покраски к полноценному восстановлению интерьера и внешнего вида было вполне закономерно. И руководство музея пошло навстречу. Летом 2006-го силами добровольцев начались работы в салонах и кабине Ту-144. Год почти целиком ушел на вынос невероятного количества мусора и оценку повреждений, а также на составление плана необходимых мероприятий и потребных материалов. В целом, дела шли не так плохо, учитывая, что с самого начала организация работ строилась в формате субботников.

В тот начальный период практически каждый участник добровольной организации приложил руку к работе на Ту-144. В какой-то момент начинало казаться, что конец уже близок и вот-вот можно будет открывать самолет для посещений… но дела зашли в тупик. Не было приборов для установки взамен пропавших, не было обивки, с помощью которой можно было починить разорванные потолочные панели, не было трапов, по которым люди могли бы легко и безопасно попадать на борт. Список был настолько обширным, что временами доводил до отчаяния.

Основной проблемой было даже не само отсутствие чего-либо, а слабое представление о том, где это «что-либо» можно добыть. В какой-то момент проблема практически остановила работы по машине (и не только по этой). Стало совершенно ясно, что силами одной волонтерской организации даже при поддержке обнищавшего в условиях рынка музея, восстановить самолет нереально. Появилась новая задача – найти спонсоров, готовых безвозмездно или по минимальной цене передать музею необходимые для реставрации материалы, оборудование, и специалистов, способных обучить нас или лично выполнить сложные работы. Все первые попытки оказались неудачными, что серьезно подорвало веру в успех. Но энтузиасты не сдались, и вскоре свет в конце туннеля забрезжил. Сыграло роль упорство и тот факт, что за два года в музее было сделано уже достаточно, чтобы усилия волонтеров не остались незамеченными. Появилось и внимание со стороны. Главным образом это были авиакомпании, КБ и другие авиационные предприятия, командиры войсковых частей, а также люди, далекие от авиации, но сочувствующие благому делу. Например, материал внутренней облицовки, подходящий для ремонта панелей салона, нашелся на автомобильном заводе (эпопея по ее доставке в музей продолжалась почти год, но в итоге закончилась успешно). Со временем, добавились и руки, которые смогли освоить кропотливую работу по перетяжке многочисленных панелей облицовки салонов Ту-144, изрядно пострадавших за время нахождения машины на открытой стоянке. На это ушло более полугода.

Кадры решают все

Здесь уместно рассказать о людях, из которых к тому моменту состояло волонтерское движение. Прошло больше двух лет после памятного субботника в 2005-м. Время расставило все по местам, отсеяло лишнее, научило быть терпеливее и мудрее. От первоначального состава сохранился лишь немногочисленный костяк наиболее преданных энтузиастов, которых уже без иронии можно было называть добровольными реставраторами. В основном это были люди, не чуждые авиации, имеющие за плечами соответствующее образование и опыт. Вокруг них группировались те, кто мечтал, но по разным причинам так и не попал в авиацию. В возможности работать на музейных стоянках они находили для себя отдушину, позволявшую реализовать таившуюся с детства заветную мечту. Были и те, кто просто приходил интересно провести время на свежем воздухе, вдали от повседневной суеты. Среди волонтеров трудно выделить какие-либо возрастные группы. Приходили люди, у которых уже имелись внуки, а были и такие, кто еще учился в средней школе. Были и представительницы прекрасного пола, терпение и усердие которых оказалось незаменимым при очень трудоемких работах по перетяжке кресел и декоративных панелей. Словом, каждому в обширном музейном хозяйстве находилось дело по вкусу. Работа шла с энтузиазмом.

Новый импульс реставрационная деятельность получила благодаря одному из старожилов организации. Сергей Зверев является ярким представителем тех, кто остался с самого первого субботника. Он стал одним из учредителей организации, когда та легализовалась и получила все законные атрибуты некоммерческого «Фонда Содействия Музею ВВС». Большим подспорьем было то, что Сергей один из немногих (если не единственный) в организации местный житель, в силу обстоятельств, работавший в музее начальником реставрационной мастерской. На этом посту он стал своим человеком в музейном коллективе, что позволило гораздо оперативнее решать многие вопросы, в том числе и с закупками необходимых материалов.

Второй фронт

На фоне обновления коллектива организации, ширился и круг полезных связей. Совершенно очевидным представлялось, что брошенный государством в 90-е годы Музей ВВС нуждается в помощи не столько гаечным ключом и лопатой, сколько энергичной общественной работой. К тому времени волонтерское движение уже имело все атрибуты некоммерческой организации со своими печатями, бланками и прочими формальными принадлежностями. Это позволило начать писать письма. Писали от Фонда и от Музея. В основном без ответа, но иногда, подобно тому, как вода точит камень, бреши равнодушия в руководящих кругах удавалось пробивать. Конечно, зная положение дел в отечественной авиации, мало кто верил в возможность поддержки извне. Но однажды, удача улыбнулась. Одно из обращений попало к таким же энтузиастам, пытавшимся сохранить Ту-144 в подмосковном Жуковском. В отличие от Монино, в их распоряжении имелись и запчасти, и квалифицированные специалисты, и вся необходимая оснастка. Личное знакомство состоялось далеко не сразу и началось с взаимного недоверия. Только в 2009м году состоялась первая встреча, положившая начало реальному сотрудничеству. Со временем контакт завязался и перерос в активную помощь, благодаря которой удалось начать работу по восполнению утраченной технической документации на Ту-144 и даже получить кое-что из материальной части.

Все это пришлось очень кстати, потому что примерно в это же время удалось развить давний контакт с «Аэрофлотом». Крупнейшая авиакомпания страны как раз начала списывать отечественные самолеты, что позволило ей безвозмездно передать в музей немалое количество инвентаря, принадлежностей, литературы и расходных материалов. Именно «Аэрофлот» предоставил практически все необходимые для Ту-144 авиационные приборы (кроме уникальных) и часть оборудования. Из Домодедово удалось вывезти два списанных, но вполне приличных трапа.

Дело пошло! На борт протянули освещение от ближайшей мачты, установили лампы дневного света в салоны, стали думать об оживлении приборных досок. Самолет преобразился. Возникало странное чувство осознания, что еще недавно Ту-144 был одним из призраков на кладбище самолетов, в которое превращался музей как один из забытых осколков прошлого. Столько лет он медленно умирал, укоризненно взирая на редких посетителей своими помутневшими глазницами. И вот на борт снова поднимаются люди, горит свет, идет работа, и огромная птица вновь привлекает внимание, причем не как источник цветного металла…

С наступлением весны 2009г стало ясно, что Ту-144 в скором времени вновь примет пассажиров. Вот только куда их посадить? За годы стоянки в российском климате начинка многочисленных сидений превратилась в труху. Кресла в салонах стали похожи на вешалки для безжизненно обвисших на каркасах чехлов. Хуже всего выглядели кресла салона «люкс», которые своей помпезностью должны были представлять наибольший интерес. Пришлось снимать с борта громоздкие кресельные блоки и искать технологию их реставрации. Делали это на ходу, методом проб и ошибок. Было изведено немало поролона, прежде чем удалось добиться достойного результата. К сожалению, со всех кресел первого салона бесследно исчезли откидные столики, и как они выглядели, тоже осталось неизвестным, ведь все выпущенные Ту-144 различались отделкой салонов. Позже образец похожего столика, выделанного ореховым шпоном, удалось раздобыть, но найти подрядчика для изготовления копий до сих пор не получается. Как бы там ни было, к маю 2009г можно было абсолютно точно сказать, что скоро машина будет открыта для посетителей.

Д.О.Д.

По мере приближения открытия, появилась еще одна задача: оформить экспозицию. Самолет сам по себе красив и интересен, но его показ нужно уметь грамотно преподнести. В нашем случае эта работа легла на хрупкие женские плечи. Усилиями журналистки Евгении Водолазской удалось значительно оживить представление Ту-144 для публики. Ей принадлежит авторство красочных плакатов, фотоматериалов и даже некоторых вещественных памятников эпохи Ту-144 наподобие бутылок минеральной воды и чемоданов, размещенных в салоне. После первого показа экспозиция еще более расширилась. К настоящему моменту удалось приобрести некоторые элементы униформы экипажей времен Ту-144, образцы авиабилетов на сверхзвуковой лайнер, летные книжки, багажные талоны, нагрудные знаки летного состава и многое другое. Все это само по себе представляет немалый интерес для понимающих людей.

Наконец наступил долгожданный день. 9 мая 2009 года, в День Победы, монинский Ту-144 впервые за все 30 лет раскрыл двери для посетителей музея. К трапу моментально выстроилась длиннейшая очередь, какой здесь еще не видели.

В принципе, уже в процессе подготовки стало очевидно, что музею с его возрастным коллективом, полноценную презентацию всех экспонатов в столь масштабные дни открытых дверей, не потянуть. Во всяком случае, сил музея не хватит на то, чтобы обеспечить представление такой машины как Ту-144 на требуемом уровне. Формально волонтеры-реставраторы лишь оказывали добровольную помощь. Однако реально можно сказать, что весь показ Ту-144 (как и всех остальных открываемых экспонатов) лег на плечи Фонда. Здесь было над чем подумать, так как до того момента волонтеры умели крутить гайки и добывать запчасти, но на роль экскурсоводов никак не претендовали. А среди посетителей легендарного лайнера оказались не только обыватели, но и профессиональные авиаторы, в том числе из-за рубежа, высокопоставленные чиновники и бизнесмены, представители СМИ. Разумеется, с ними нужно было уметь общаться, чтобы с одной стороны показать «товар» лицом, с другой, не ставить музей в неловкое положение. К концу дня все неотступно находившиеся на борту буквально падали с ног от усталости. Каждый на собственной шкуре получил представление о работе музейных экскурсоводов. Их хлеб оказался не таким уж сладким. Словом, тот первый День Открытых Дверей на Ту-144 преподал массу уроков и поводов для размышлений.
Судя по итоговым отзывам, посетители остались весьма довольны увиденным и даже долгое стояние в очереди не сократило интерес. Волонтерам же этот день дал бесценный опыт по организации показа уникальной машины. По мере того, как эмоции сменялись осознанием ошибок и недоработок, наступало понимание того, что состоявшийся день открытых дверей — не конец работ, а лишь очередная взятая планка.

Новый этап

Следующая стадия реставрации началась летом 2009. К тому времени закончилась перетяжка всех кресел салона «люкс», самолет был помыт и более-менее прибран. Основные направления дальнейших работ задали вопросы и отзывы посетителей майского «д.о.д». Во-первых, за 30 лет стоянки под палящим солнцем, остекление салонов и кабины пожелтело и потеряло прозрачность. Было много диспутов на эту тему, вопросы задавались даже в ВИАМ. Большинство специалистов считали, что процесс уже необратим. Слишком сильно пострадал от ультрафиолета плексиглас, рассчитанный на определенный цикл нагрузок при полетах. Но нашлись и те, кто не поверил. Случай для проверки подвернулся быстро. Среди всякой всячины, валявшейся в запасниках музея, нашелся кусок разбитого остекления от истребителя. Он имел ту же фактуру, что и стекла Ту-144 и те же следы воздействия солнца. Не откладывая в долгий ящик, провели эксперимент, оправдавший самые смелые надежды. Несложная полировка наждачной бумагой и пастой ГОИ вернула осколку былую прозрачность. По горячим следам была сформирована бригада из 2-х человек, которые, начав с хвоста самолета, продолжили движение вперед вдоль огромного крыла, вручную надраивая иллюминаторы Ту-144. Учитывая опасность, которую представляет пыль от материала стекол, пришлось основательно экипироваться для надежной химической защиты рук, лица и дыхательных путей. На каждый иллюминатор уходило от получаса до часа времени. Автоматизировать процесс так и не удалось, поскольку при работе шлифовальными машинами повреждалась краска вокруг полируемых стекол, а перекрашивать огромный экспонат музею не по карману. До наступления холодов прозрачность (в той или иной степени) удалось вернуть почти всем иллюминаторам третьего и второго салонов. Закончился процесс лишь в следующем теплом сезоне.
Еще одним важным направлением работ стали шасси самолета. За годы экспонирования, давление в пневматиках колес практически исчезло и самолет сел на обода. Это серьезно ухудшало вид машины, делая ее заброшенной и вновь напоминая о разрухе 90-х. Хуже всего было то, что резина для Ту-144 уникальна и давно уже не выпускается. Это означает, что замены поврежденным колесам не предвидится. С какой стороны подступить к решению задачи не знал никто. Попытки преодолеть проблему наскоком не удались, и большинство профессионалов махнули рукой, посчитав, что такая задача организации не под силу. Но наиболее упорные решили попробовать. Используя связи в соседней воинской части, в один из будних дней в музей вызвали «воздушку». Пробная накачка показала, что, в основном, пневматики еще целы. Однако, половина из 18-ти воздушных штуцеров оказалась наглухо забита несколькими слоями краски и многолетней грязью. Несколько шин деформировались под нагрузкой настолько, что перестали плотно прилегать к ребордам и требовали перебортирования. Нужен был системный подход. Первым делом предстояло починить золотники на тех колесах, которые еще можно было накачать. Эта работа потребовала немалых усилий, так как вывернуть прикипевшие детали со своих мест, не повредив их, было очень не просто. Дальше необходимо было подвести трехфазное электропитание к самолету, чтобы подключить достаточно производительный компрессор. А во избежание дальнейшей деформации пневматиков, самолет нужно было установить на специальные подставки. Средств на закупку мощных гидравлических подъемников не было.
К решению проблемы подключили профессионального конструктора с космической фирмы. Вооружившись рулеткой и чертежами из техописаний, он спроектировал конструкцию подставок, которая позволила бы надежно закрепить тележки шасси и приподнять их над бетоном достаточно, чтобы снять нагрузку с шин. Нужно было учитывать, что даже пустая машина весит под 100т, а бетонные плиты, на которых она стоит, изрядно перекосились и образовали между собой ступеньки. Проектирование и изготовление подставок из прочных конструкционных сталей заняло не один месяц. За это время удалось отыскать на Туполевской базе в Жуковском чудом сохранившийся комплект «родных» подъемников от Ту-144. Начались длительные переговоры по их аренде и доставке. А зимой 2009г, под самый Новый Год поступила информация, что с летающей лаборатории Ту-144ЛЛ сняты старые, но вполне пригодные шины. Это был шанс. После долгих переговоров последовал смелый рейд через разыгравшийся мороз и снегопад. Обратным ходом груженая горой покрышек Газель доставила ценный комплект уникальной резины в Монино. Появление запасного комплекта дало шанс заменить вышедшие из строя штатные покрышки в случае необходимости. Тем более, что спустя несколько месяцев, долгожданную пару 40-тонных гидравлических подъемников удалось привезти в музей.
Подготовка к вывешиванию огромного самолета велась со всей серьезностью. Обсуждения и диспуты кипели до тех пор, пока в один из выходных, видавшим виды подъемникам не устроили натурные испытания. Вопреки всем сомнениям, гидравлика выдержала вес машины. Еще неделя ушла на согласование деталей, а затем, буднично и как-то незаметно, Ту-144 оторвался от земли. Вся процедура заняла полдня и завершилась полным успехом. Некоторые колеса даже сохранили способность вращаться на своих осях. Поздравив волонтеров с успехом, наши друзья в Жуковском весьма кстати смогли отыскать для музея еще несколько комплектов сдвоенных колес для замены наиболее пострадавших. Со временем, они должны значительно преобразить вид Ту-144.
Пока тянулась эпопея с подъемом, ребята затеяли еще один смелый эксперимент. Учитывая большой интерес посетителей к кабине экипажа, хотелось позволить хотя бы детям и отдельным почетным гостям сесть за штурвал. Препятствовало этому ветхое состояние сидений экипажа. Краска облезла, кожаная обивка вытерлась, мягкие подушки сгнили, а механизмы заедали. В отличие от пассажирских, ремонт которых к тому моменту уже был хорошо освоен, конструкция пилотских кресел выделяется сложностью и массивностью. В качестве эксперимента, решили попытаться разобрать сидение бортового инженера. Трудности начались с самого начала — на один только демонтаж кресла с борта потребовался целый день. Пришлось разбирать пол кабины, а затем биться с прикипевшими и закрашенными винтами, срывающимися гайками и липкой крошкой сгнившего поролона. После разборки выяснилось, что мягкость подушек обеспечивается «бутербродом» из резины, ткани и поролона разных плотностей. Поиск и покупка всего необходимого стоили немало денег и нервов. Параллельно детали каркаса кресла подвергались смывке старой краски. Когда дело уже двигалось к весне, начались малярные работы. Требовалось так смешать краски, чтобы получить «родной» салатный цвет кабины. Наконец, когда неимоверными усилиями все многочисленные детали были вновь собраны, публике предстала внушительная конструкция с кожаными подушками, откидными подлокотниками и рельефной выделкой чехлов на манер спортивных авто.

Еще не вечер

Подошла очередная круглая дата – 65 лет победы над гитлеровской Германией, которую Музей ВВС не мог не отметить грандиозным праздником. Как и год назад, Ту-144 снова должен был открыться для «пассажиров». А «рестореры» с головой ушли в диспуты относительно дальнейших планов реставрации. Рук не хватало, ведь кроме Ту-144 готовились одновременно несколько машин, а музей просил помочь еще и с общими хозяйственными приготовлениями. Словом, 8-го мая на борту царил рабочий беспорядок. Некоторые не верили, что следующим утром машину удастся подготовить к показу. Требовалось расставить пассажирские кресла в туристском салоне, откуда их накануне сняли для перетяжки, дополнить приборные доски еще несколькими приборами, подключить электричество, все собрать и вычистить. Понадобились поистине героические усилия людей, проведших на борту всю ночь, но уже утром 9-го мая, под звуки праздничных маршей, публика вновь потянулась по трапу. К тому времени удалось значительно расширить экспозицию, дополнить графические материалы, доукомплектовать кабину, которая встречала посетителей гулом вентилятора над приборной доской, тиканьем авиационных часов и светом лампочек, на которые ушло так много сил.

Весьма кстати, пополнился коллектив самого музея. На работу пришел Александр Васильевич Санников. Не побоявшись унизительной зарплаты, отставной, но весьма энергичный офицер очень быстро нашел общий язык с представителями Фонда. Уже к очередному ДОД «рестореры» получили не просто официальное лицо, уполномоченное для посредничества с волонтерами, а близкого по духу человека. Заметно сдвинулись многие трудные вопросы, включая Ту-144.

Например, в честь праздника, удалось получить финансирование на закупку ковролина, призванного скрыть облезлый пол пассажирских салонов лайнера. Бригада, уподобившись карикатурным отделочникам из юмористического сериала, быстро освоила укладку нового покрытия. Пригодились и подаренные «Аэрофлотом» излишки ковровых дорожек, которые удачно ложатся в проходе между креслами. Отреставрированные салоны преобразились. Основную сложность представляла лишь прорезка многочисленных люков и съемных панелей, которые должны оставаться доступными для работ под полом самолета. Оставшийся материал благоразумно отложен про запас для реставрации хвостового салона.

Восстановление третьего, наиболее вместительного салона туристского класса с самого начала оставалось серьезной проблемой монинского Ту-144. В целом, интерьер его сохранился, за исключением досадных деталей. В частности, над каждым рядом пассажирских кресел были установлены т.н. пульты-нумераторы. Такие существуют и в современных лайнерах. Они предназначены для вывода форсунок кондиционера, размещения светильников, громкоговорителей и кнопок вызова бортпроводника. Многие из этих пластиковых щитков на монинском Ту-144 оказались разбиты. Целых хватило как раз на комплектацию первого и второго салонов. Третий же послужил донором, оставшись пока в полуразобранном виде.

Иного способа восполнения утраченных элементов интерьера, кроме заказа их на специализированном производстве, не было. Нетрудно догадаться, в какие астрономические суммы выливалась отливка индивидуальной партии уникальных пластиковых элементов. К счастью, и здесь нашлись добрые люди. Руководитель одной из небольших частных компаний в Москве по знакомству согласился выточить пресс-форму и отштамповать партию деталей взамен разбитых фактически по цене материала. Воспользовавшись праздничным ажиотажем на оплату счета удалось подвигнуть музей. Сроки, впрочем, были неопределенными, и эпопея затянулась на добрых полтора года, к крайнему неудовольствию музейной бухгалтерии. Лишь осенью 2011 года удалось собрать первый пробный пульт и примерить его по месту, прежде чем началась поставка товарных образцов отливок, с которыми еще предстоит работать.

Не остаться с носом

Классические фото Монинского музея ВВС редко обходятся без узнаваемого силуэта Ту-144, гордо устремившего острый нос в сторону восходящего солнца. Как выяснилось, впрочем, лишь наиболее «продвинутые» посетители знают, что носовой обтекатель лайнера способен опускаться, открывая экипажу видимость вперед. «При жизни» опускание производилось электрическим приводом. Но в технологических целях предусмотрен и ручной, при помощи специальной ручки. О том, как ею воспользоваться, ходили долгие споры с самого начала реставрации. Однако до реальной попытки дело дошло лишь к зиме 2010 года. Очень непросто оказалось реанимировать необходимые механизмы после 30 лет простоя в подмосковном климате.

Основательно промерзнув, провозившись несколько подготовительных субботников с залипшей смазкой, прикипевшими винтами и другими прелестями, нос лайнера в конце концов поддался. Опускаясь вместе с ним, меняющиеся по очереди добровольцы справились с задачей лишь к наступлению темноты, полностью выбившись из сил.

К сожалению, никто из посетителей не стал свидетелем столь любопытного события в тот вечер. Нос был поднят вновь до следующей весны. Зато все лето нового 20111 года, Монинский Ту-144 красовался уже в более хищном облике, притягивая объективы публики.

На этом, впрочем, реставраторы не успокоились. Ведь нос в полете опускался лишь на взлете и посадке. Вместе с ним из фюзеляжа выходили дополнительные крылышки, поддерживающие фюзеляж своей подъемной силой. Их привод тоже электрический. Моторы рассчитаны на работу от бортовой электросети переменного тока. К сожалению, агрегат аэродромного питания в музее пока отсутствует, так что пришлось вновь воевать с ручным приводом. Учитывая труднодоступное расположение механизмов над самой кабиной экипажа, дело оказалось непростым. Заканчивать его предстоит уже летом следующего 2012 года.

Оставшаяся часть теплого сезона 2011 года была посвящена старому вопросу с пневматиками шасси. Как отмечалось выше, после 30лет стоянки, они представляли жалкое зрелище. Но на вывешенном самолете это было уже не фатально. Запасной комплект колес позволил начать реальные работы. Правда, после нескольких субботников, проведенных в непотребных позах за попытками развинтить хотя бы одно старое колесо, оптимизма поубавилось. Намертво приваренные бесконечными слоями выгоревшей краски, защитные колпаки стали почти одним целым с коррозирующими легкосплавными дисками колес. Гайки, шпильки, винты – все давалось огромными усилиями. Да и сами колеса с двойной шиной оказались весьма не легким грузом.

Тем не менее, по мере накопления опыта, пневматики давались все легче и норматив времени на замену уменьшался. К наступлению холодов удалось заменить половину поврежденных временем старых пневматиков на «парадной» левой стороне обеих амортстоек, а оставшиеся четыре правых колеса развинтить подготовив к замене следующим летом. Вид машины еще немного приободрился.

Посетившие музей в праздничный День Авиации представители Туполевской фирмы остались довольны увиденным. Тем более, что помимо Ту-144 монинские волонтеры ведут и массу другой не менее интересной работы. По результатам экскурсии, в частности, музей получил еще один важный подарок – посадочные фары, о которых до этого напоминали лишь пустые посадочные места на передней стойке шасси. Трудно сказать, на каком этапе существования машины они исчезли, но пользуясь подарком, «рестореры» решили хотя бы на праздничные дни вернуть положенные светильники на предписанные места.

Эпилог

Подводя итог, важно отметить, что проводимые музеем дни открытых дверей – это не только возможность показать результаты совместных усилий по сохранению отечественной авиационной истории. Это еще и удобный случай привлечь внимание заинтересованных людей, в том числе и простых граждан, которые охотно жертвуют небольшие суммы на благое дело. Эти пусть скромные, но все же деньги, позволяют приобретать материалы, инструмент и прочие мелочи, помогающие в работе. А ее предстоит еще очень и очень много. Главное место в сегодняшних планах занимает завершение уже начатых мероприятий. Нужно облагородить подход к самолету, заасфальтировать «карман» для трапа и переделать сам трап, поскольку открывающаяся дверь салона Ту-144 не позволяет установить его вплотную. Продолжается поиск оставшихся приборов для доукомплектования кабины. Актуальной остается задача изготовления откидных столиков в салон «люкс» по единственному сохранившемуся образцу. Огромный объем работ видится в восстановлении третьего салона. Ребром стоит вопрос о профилактике некоторых узлов и болтовых соединений для предотвращения коррозии.

К счастью сегодня можно с уверенностью говорить, что уникальный лайнер – чудо и головная боль советского авиапрома 70-х годов, как минимум не сгинул в безвременье. Исключая какие-либо форс-мажорные обстоятельства, интересный экспонат одного из крупнейших в мире авиамузеев, имеет шанс сохраниться для будущих поколений. К сожалению, процесс упадка удалось остановить в основном силами энтузиастов и любителей авиации, занимающихся этим на общественных началах. Лишь мечтой пока остается появление достаточно серьезного и заинтересованного спонсора, который включился бы в дело поддержания таких масштабных памятников отечественной истории на качественно новом уровне. Если говорить о технической стороне, то столь большие и сложные машины в принципе нуждаются в техническом обслуживании круглый год. Для этого необходимо полноценное аэродромное оборудование, коллектив профессионально подготовленных специалистов и наличие запасных частей. Предприятия, обладающие всем необходимым, в России пока еще есть. Но в нынешнее время все решает рынок, на котором не осталось места для истории. Авторы этой статьи отдают себе отчет в объемах финансирования, которое необходимо для решения поставленных задач. Так, лишь одна покраска лайнера оценивается в 3 миллиона рублей. Поэтому пока, один из последних сохранившихся Ту-144 продолжает ждать меценатов, а «Фонд содействия Музею ВВС» пытается оправдать свое название в деле сохранения СССР-77106 собственными силами. Организация является открытой и внести свою лепту может каждый. Завершить рассказ хочется крылатой фразой из кинофильма «В бой идут одни старики»: «Будем жить!..»

Данная статья, написанная руководителем работ по Ту-144 Дмитрием Стерлиговым и техническим директором Фонда содействия Музею ВВС Павлом Проскурнёй, была напечатана в журнале «Авиация и космонавтика» (№12 за 2012 год). Мы приводим её в авторской версии, до редактирования в издательстве.

АНО «Фонд содействия Музею ВВС»
www.aviarestorer.ru
Технический директор Проскурня П.С., 8(916)678-44-76
Руководитель бригады Ту-144 Стерлигов Д.В. 8(909)152-64-35

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *