Крылья из прошлого

P-510 Mustang 1994 годаВ минувшую среду над Псковом произошло необычное событие. И речь тут не о парашютистах или метеоритном дожде. Все было намного серьезней: над Псковом летела группа самолетов времен Второй мировой войны.

Откуда они? Кто управляет этими машинами? Кто их восстановил и привел в летное состояние? Зачем они прилетели в наш город? Все эти вопросы заставили меня забыть про все мои дела и развернуть машину в сторону аэропорта.

Приехал. В здании аэровокзала немноголюдно, но суетливо. Спрашиваю первую встречную работницу аэровокзала:

— Группа бортов к вам приземлилась?- та, не замедляя шага, на бегу ответила:

— Ага, иностранцы, как раз проходят таможенный контроль.

«Это я удачно приехал!» — промелькнуло в голове.

Как выяснилось, гости к нам прилетели «проездом» и летят на авиашоу, посвященное 100-летию Российских ВВС в подмосковный Жуковский. В Пскове остановились, чтобы пройти таможенный контроль, передохнуть, осмотреть технику и встретиться с лидеровщиком (самолет с русскоязычным экипажем, который их будет вести по воздушному пространству РФ).

С первыми, еще в здании аэропорта, мне удалось поговорить со шведскими пилотами. Николас Амрен и Пиа Мартинсон прилетели к нам на восстановленном своими руками North American T6.

Самолет достался им в ужасном состоянии, необходимо было сделать все заново: двигатель, планер, авионику. По словам Николаса Амрена, на работы по восстановлению ушло более 5000 человеко- часов, 3000 из которых приходится на его душу.

У самолета была интересная судьба: с 1942 г. он служил в Америке, затем «перевелся» в Канаду, после попал в Швецию где мог превратиться в кучу хлама, если бы не встретил на своем пути энтузиастов.

Идя к месту парковки, я разговорился с британским гостем Дейвом Харви. Когда я узнал,что он британец, мне стало особенно стыдно за мой английский, я извинился за низкий уровень.

— Не переживайте, мой русский хуже вашего английского в разы, — улыбнулся Дейв.

В отличие от шведских коллег Дейв не реставратор, а пилот. К нам он прилетел на военном Hawker Hurricane из небольшого городка под Лондоном. Его самолет базируется в Британском музее авиации.

А на парковке я встретился с позитивным и очень энергичным французом — пилотом клуба France’s Flying Warbirds . Улыбчивый и разговорчивый Роберт прилетел к нам на Curtis P-40 Warhawk 1942 года. Эта машина, также американской сборки, успела полетать по миру. Самолет, будучи в нелетном состоянии, тихо умирал в далекой Австралии, но все-таки был подобран французским авиаклубом и поставлен на крыло. На его борту даже сохранилось имя пилота, который последним выводил его в бой…

Рядом с Робертом стоял легендарный «Мустанг» 1944 года. Его пилот, Джордж, живущий во Франции американец, летает всю жизнь. Так же, как и Роберт, он прилетел на клубном самолете.

Интересный и удивительный факт: все пилоты встретились и собрались в звено всего за 3 часа до приземления в Пскове, чтобы вместе пересечь границу и пройти таможню. Три борта вылетели в Псков из Таллина, британец — из Каунаса. Впереди у них еще 3 часа лета: сначала Тверь, потом Жуковский.

После авиашоу группа снова прилетит в Псков пройти обратную таможенную процедуру, передохнуть, а потом — в Европу. Со слов Роберта, к нам они должны вернуться ровно через неделю.

На прощанье мы обменялись телефонами и почтой.

От имени всех неравнодушных к авиации псковичей я пригласил их к нам в гости.

Уезжать с аэродрома не хотелось, но у ребят из Европы были предполетные хлопоты, а время у них было ограничено.

Возвращаясь, я смотрел и мечтал о том, чтобы когда-нибудь и у нас в Пскове появился свой авиаклуб. И наши пилоты так же легко и весело покоряли бы воздушные просторы красивого мирного неба…

Curtiss P-40 Warhawk

Curtiss P-40 Warhawk
Изображение 5 из 17

Кстати

Шведы летели к нам из Стокгольма через Таллин, французы — из Парижа. Всего полет из Франции занял около 6 часов, из Швеции — 3.

У всех самолетов сделана стопроцентная реставрация. Все детали — оригинальные, некоторые приходилось искать годами.

Михаил Островерхов
«Псковская правда»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *