В музее военной техники УГМК появился самолет, ставший не только символом отечественного авиастроения, но и без преувеличения, олицетворением мужества и отваги советских летчиц в годы Великой Отечественной войны. Легендарный По-2 разместился на втором этаже выставочного центра музея (свое название «По-2» получил в память об умершем в 1944 году авиаконструкторе и создателе самолета Николае Николаевиче Поликарпове, до этого он назывался «У-2»).
Данный самолет был найден недалеко от города Кандалакша в Мурманской области, который был подвергнут жестоким бомбардировкам уже в самом начале Войны. После этого он восстанавливался реставраторами в Мурманске, а затем в Москве. Из-за того, что самолет изготавливался преимущественно из дерева и ткани, большая часть фюзеляжа и обшивки истлела. По сути реставраторам пришлось построить новый самолет вокруг сохранившегося мотора, приборов управления в кабине и шасси.
Изначально По-2 (У-2) проектировался и применялся как учебный самолет, на котором начинали летать большинство советских летчиков, за что машина даже получила прозвище «летающей парты». Классический биплан обладал уникальными летными качествами, был относительно легок в управлении, дешев в производстве и мог использоваться даже на плохо оборудованных аэродромах. Оснащался По-2 не менее удачным по своей конструкции двигателем М-11 мощностью около 100 л.с. Самолет также использовался для перевозки почты, аэрофотосъемки, в сельском хозяйстве и даже в качестве санитарного. По-2 стал одним из самых массовых самолетов в мировой истории – всего было изготовлено порядка 35 тысяч таких машин.
«Свою легендарную известность По-2, он же У-2, получил именно во время Великой Отечественной войны. Именно на нем воевал 46-ой гвардейский женский Таманский авиаполк, входивший в состав ВВС Советского Союза, летчиц которого немецкие солдаты называли «ночными ведьмами». Данные машины применялись и на других участках фронта, их эффективность во многом была построена на тактике ведения боя. Небольшие и легкие По-2 использовались, прежде всего, как ночные бомбардировщики, которые «работали» на бреющем полете с выключенным двигателем с небольшой высоты. Это не только обеспечивало точность бомбометания, но и оказывало очень сильное психологическое воздействие на солдат противника, на которых бомбы падали как бы из ниоткуда», — рассказал директор музея военной техники УГМК Александр Емельянов.
Как отмечают военные историки боевая эффективность По-2 также была достаточно высока, несмотря на максимальную скорость всего около 130-150 км/ч, а также низкий максимальный потолок около 3500 метров. Самолет мог нести, по разным оценкам всего до 300 кг бомб, но за ночь он мог произвести до десяти боевых вылетов и сбросить на противника уже несколько тонн бомб, что сопоставимо с вылетами настоящих бомбардировщиков. Помимо этого, По-2 стал основным связным самолетом, он также использовался для заброски в тыл врага диверсионных групп и снабжения оружием и продовольствием партизанских отрядов.