Дальневосточный аэрокосмический музей в Амурской области пополнился еще одним ценным экспонатом. Туда доставили самолет Як-28Л, который перестали выпускать в 70-е годы. Раритет везли с Белогорского авиаремонтного завода в разобранном состоянии.
Як-28 отрывается от земли. Но только теперь с помощью крана. Он долгое время стоял на авиаремонтном заводе в обездвиженном состоянии и когда был его последний вылет, сейчас сказать трудно. Частями агрегат прикатили из Белогорска. Как выяснилось, до путешествия чья-то хозяйская рука оставила на нем свой след.
«У самолета, пока он стоял в виде памятника, постоянно откручивали те или иные детали. То есть принцип «Уходя с аэродрома, не забудь деталь для дома» был в полном действии. Поэтому, используя тяжелые времена завода, удалось убедить руководство продать нам самолет как памятник», — говорит генеральный директор Дальневосточного аэрокосмического музея Владимир Косьяненко.
Музею Як-28 достался за четверть миллиона рублей. Разборка, сборка и перевозка, говорит Владимир Косьяненко, обойдется в разы дороже. Хорошо, что недостающие детали им передадут за «спасибо». Музеи в Германии и на Украине без проблем согласились выслать в Ивановку комплектующие кабин штурмана и пилота. А вот с центральным музеем Вооруженных сил России, удивляется директор, они обсуждали даже бартер. Но до сих пор переговоры результата не принесли.
Як-28 — советский военный самолет. Таких выпустили всего 1180 экземпляров. В качестве разведчиков они могли применяться в Афганистане, вспоминают здесь. Возможно, в бою побывал и нынешний музейный экспонат.
«Это самый первый наш реактивный самолет, который в ужас приводил противников. Хороший самолет. Достойный того, чтоб стоять здесь», — считает заместитель генерального директора Дальневосточного аэрокосмического музея Александр Юшков.
Самолет отполируют не только внешне. Здесь обещают: ремонт ждет каждую деталь. После — туристам разрешат посидеть в кабине легендарного самолета. Правда, пока в штате музея нет экскурсовода. Да и не готова площадка для полноценных экскурсий.
В аэрокосмическом музее числятся более 15 экспонатов. Правда, увидеть все сразу сейчас невозможно. Раритетные самолеты и вертолеты стоят в Благовещенском аэропорту и на аэродроме в Возжаевке. Их купили еще год назад, но привезти в прошлом — не удалось. Многотонная техника не могла зайти на переувлажненную землю. В этом, надеются здесь, музей будет укомплектован.
В прошлом году билет сюда купили 2 тысячи человек. В этом, рассчитывают аэромузейщики, желающих посмотреть на настоящую военную технику должно быть вдвое больше. И пусть все бойцы сложили крылья и уже вряд ли поднимутся в небо. Зато и на земле, надеются здесь, они продолжат служить на благо человека.
Анна Босенко
Вести-Благовещенск