18 июля на территории ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» состоялось торжественное открытие памятника самолету-амфибии Бе-103.
Памятник установили в честь 25-летия со дня первого полета крылатой машины, который состоялся 15 июля 1997 года. Тогда, первый полет продолжался 12 минут, пилотировал самолет В.Н.Ульянов.
В качестве памятника установлен третий опытный самолет-амфибия Бе-103 (серийный номер №3004, бортовой – RA-03004) построенный в 1999 году.
На торжественном открытии конструкторы, инженеры и лётчики-испытатели, создававшие самолёт, вспоминали тяжелые 90-е годы, когда предприятию и его коллективу приходилось буквально выживать. И две машины, невероятными усилиями созданные в те годы – Бе-200 и Бе-103 открыли новые горизонты развития.
Удивительна история создания этого самолета. Бе-103 — первый отечественный самолет-амфибия, созданный не по заказу военных, а по собственной инициативе ТАНТК.
Амфибия Бе-200 — это самый известный самолет завода и самый большой серийный реактивный гидросамолёт в мире. После его успеха, конструкторы задумались о постройке еще более крупного самолета.
Бе-103 был создан, чтобы отработать гидро- и аэродинамические компоновки сверхтяжелых гидросамолётов со взлетной массой более 500 тонн.
Именно поэтому Бе-103 имеет довольно необычный вид: низкорасположенное крыло является водоизмещающим и наравне с фюзеляжем держит самолёт на плаву. Имеет 6 мест, 2 двигателя, возможность взлёта и посадки и на воду, и на сушу.
Владимир Фортушнов, заслуженный летчик-испытатель России: «При такой компоновке — крыло расположено низко к поверхности, во время разбега образуется воздушная подушка, которая улучшает взлетные характеристики самолета».
Серийно строился в 2003-2007 гг. в Комсомольске-на-Амуре, где было построено 5 опытных и 26 серийных самолетов Бе-103, поставлявшихся в КНР и США.
Кроме базового пассажирского варианта, Бе-103 может использоваться в транспортном, административном, санитарном (один лежачий больной, 1-2 сидячих, один медработник), патрульном (экипаж 2 человека), экологическом вариантах.
Причем переоборудование самолета из пассажирского варианта в транспортный и санитарный может осуществляться силами эксплуатирующей организации.
Одна из важнейших особенностей Бе-103, сделавшая эту модель уникальной, заключается в том, что он может использоваться в труднодоступной местности с большим количеством водоемов.