В Самаре успешно прошла уникальная летная операция – экипаж Героя России Рубена Есаяна посадил ТУ-154 на короткую полосу учебного аэродрома. Полет длился всего пару минут, после чего самолет приземлился в аэропорту Смышляевка, который до этого момента принимал только воздушные суда малой авиации.
Этот полет продлится чуть больше двух минут, но готовились к нему полгода. Экстремально все — взлет сразу же перейдет в посадку. Расстояние между аэропортом вылета и пунктом назначения — всего три километра, это длина стандартной посадочной полосы для Ту-154.
Но стандартной посадки не будет. В аэропорту Смышляевка полоса в два с лишним раза короче. Чтобы не выкатиться за ее пределы, самолет должен быть легким, так что пассажиров на борту нет, а топлива в обрез — на две попытки. «Исходя из метеоусловий, посмотрим, может быть, с первой попытки сядем. Нет — сделаем проход, еще один круг и со второй попытки сядем», — поясняет летчик — испытатель Рубен Есаян.
Эта машина уже отслужила свой век пассажирских перевозок. Авиакомпания подарила самолет Самарскому государственному аэрокосмическому университету (СГАУ). От подарков не отказываются, но и принять такой лайнер учебный аэродром не мог. На нем базируются самолеты малой авиации, и посадки машин размером больше «кукурузников» здесь считают по пальцам. «Когда то Як-40 садились, один раз даже Як-42. А Ту-154 — никогда», — вспоминает начальник аэропорта Вячеслав Костин.
Этот экстремальный рейс после тщательных математических просчетов взялся выполнить экипаж Героя России Рубена Есаяна. Однажды ему уже пришлось поднимать в небо Ту-154 с неприспособленного аэродрома в Ижме. Но посадка на подобный аэродром даже у такого опытного летчика будет первой.
Самолет выруливает на взлет. С высоты в 200 метров и без того короткая полоса кажется совсем крохотной, но уже через полторы минуты после взлета следует команда «приступить к снижению». Шасси касаются бетонки в самом начале полосы, экипаж включает реверс. Это самые драматичные секунды полета.
Но вот многотонная машина замирает, пробежав едва половину короткой полосы. С первой же попытки экипаж демонстрирует не просто высший пилотаж — чудеса такого пилотажа. К тому же, на этом аэродроме нет электронного привода, самолет сажали, что называется, «на глаз». «Оптической ориентировки на местности еще никто не отменял, это обычная практика пилота», — говорит Рубен Есаян.
Среди встречающих — преподаватели и студенты. Теперь этот самолет — их учебное пособие. Декан факультета бортинженеров СГАУ Алексей Тихонов пояснил: «Зачем нам нужны самолеты Ту-154? Это вполне современная машина, на которой у нас прошли обучение сотни студентов, которые сейчас являются первыми руководителями гражданской авиации».
Учебный аэродром аэрокосмического университета не только история гражданской авиации, но и история героев-летчиков. На находящемся там Як-42 совершила больше 30 полетов летчик-космонавт, Герой Советского Союза Светлана Савицкая, Ту-104 и Ту-144 пилотировал еще один Герой Советского Союза, Эдуард Елян. Теперь место в этом строю займет и Ту-154, который посадил Герой России Рубен Есаян.