В уникальном музее авиации в прошлом году побывали три тысячи посетителей
В административном корпусе ОАО «Международный аэропорт «Уфа» с 1977 года находится музей авиации Башкортостана, в котором представлены все этапы становления и развития летного дела в регионе.
На минувшей неделе пилоты, стюардессы, механики, обеспечивающие работу воздушных лайнеров уфимского аэропорта, праздновали День гражданской авиации России. Самолеты и вертолеты, некогда являвшиеся чудом техники, сегодня превратились в обычный вид транспорта, совершающий маршруты по самым различным направлениям.
Интересно, что попасть в музей может любой желающий: в уфимском аэропорту решили не усложнять этот процесс — достаточно лишь заполнить заявку, и хранитель проведет бесплатную экскурсию.
— Несмотря на то, что аэропорт является режимным объектом, посетители избавлены от бюрократической волокиты, — говорит руководитель музея Рим Габбасов. — Одно из важнейших предназначений нашей экспозиции — профориентация.
По словам Рима Закиевича, самые частые гости музея — студенты Уфимского авиационного университета и авиационного техникума. И здесь они могут получить самую полную информацию обо всех этапах самолетостроения и истории воздушного транспорта.
— Пока ребята осматривают экспонаты, я рассказываю о различных тонкостях летного дела, — поясняет смотритель уникального музея. — Например, такие, что в гражданской авиации ради обеспечения одного авиарейса трудятся около 100 человек.
Музей располагается в помещении, которое имитирует салон первого и самого массового отечественного самолета мирового уровня Ил-86, а посетители заходят в хранилище авиационных «артефактов» через дверь от настоящего Ту-154.
Для юношей, решивших посвятить себя летному делу, экспозиция может стать весьма познавательной. Здесь представлены точнейшие копии самолетов и вертолетов, модели летальных аппаратов на дистанционном управлении, способные взлететь в любой момент, макет взлетно-посадочной полосы, а также загадочное для обывателей устройство, которое называют «черным ящиком».
— На самом деле это одна из важнейших деталей самолета, которая регистрирует все параметры полета, — говорит Рим Закиевич.
По мнению г-на Габбасова, каждый экспонат красноречиво рассказывает не только об исторических фактах, но и важной стороне авиационного дела. Ни для кого не секрет, что авиационные профессии требуют особой надежности, а люди, выбравшие такие специальности, должны обладать стойким характером — не так просто ежедневно нести ответственность за судьбы сотен людей. Поэтому каждый человек в авиации ценен, а его история — тоже может стать поводом для воспитания подрастающего поколения.
Частым гостем в музее является заслуженный строитель РБ Михаил Гамалеев, который проработал в уфимском аэропорту почти 40 лет. Потомственный авиатор уже в 26 лет стал начальником нефтекамского аэропорта. А в уфимском аэропорту начал работать в 1977 году инженером отдела капитального строительства. Он вспоминает, как его отец, работая бортмехаником на транспортном самолете Ли-2, часто брал его с собой в рейсы.
— Еще с детства я твердо решил, что буду служить авиационному делу, — рассказывает Михаил Гамалеев. — Уфимский аэропорт рос и развивался на моих глазах. Помню, как в 1978 начались регулярные рейсы на Ту-154 из Уфы, а в 1989 году был выполнен первый международный рейс в ГДР. Особенно волнительно было в 1990 году, когда в связи с завершением строительства второй взлетно-посадочной полосы Уфа стала принимать Ан-124 — «Руслан» и «Боинг 747». Осталось в памяти и обслуживание миллионного пассажира в 2007 году.
Успел Михаил Валентинович поработать и директором аэропорта Белорецка с 1997 по 2000 годы, а закончил трудовую деятельность в прошлом году в статусе советника генерального директора по перспективному строительству. Сегодня он с удовольствием проводит время в музее, где представлена вся хронология событий уфимского аэропорта.
Среди многочисленных макетов самолетов — судна как гражданской авиации, так и военной техники. Например, точная копия знаменитого штурмовика ИЛ-2, на котором воевал наш земляк — дважды герой Советского Союза Муса Гареев. Истребитель И-180, на котором летал и погиб летчик Валерий Чкалов. Есть и макеты зарубежной техники — американский бомбардировщик Б-29, который сбросил атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки.
По словам Рима Габбасова, авиация интересует очень многих людей: только в прошлом году в музее побывало более 3000 человек.
Рим Закиевич посвящает музею все свое время, в том числе и свободное. Культурный центр аэропорта постоянно пополняется новыми экспонатами. У хранителя много планов по развитию своего детища.
В перспективе он собирается сделать настоящий трап к входу в хранилище и установить тренажер, идентичный биплану Ан-2, знаменитому «кукурузнику».
— Меня очень радует, что у нашей молодежи не пропадает интерес к авиации, — рассказывает ветеран. — Радует с каким интересом они посещают наш музей, сколько вопросов задают. Поэтому я уверен, что будущее отечественной авиации в надежных руках.
Федор Лыткин
Московский Комсомолец