Информация о возможном нахождении советского самолёта времён Великой Отечественной войны на дне озера Вельё (Демянский район Новгородской области) первоначально была получена отрядом «Находка» поисковой экспедиции «Долина» от местных жителей близлежащих деревень осенью 2012 года.
С их слов стало известно, что еще в начале 90-х годов некая группа водолазов из Новгорода проводила поисковые и подъёмные работы на озере.
По словам очевидцев, из-под воды были подняты некоторые части советского самолёта. Были ли найдены останки экипажа, и какой модели был самолёт никто ответить не смог. Фрагменты машины, оставленные водолазами на берегу, были сданы местными жителями в металлолом. Однако, обстоятельства работ двадцатилетней давности поисковикам «Находки» установить все же удалось: на дне озера Вельё у д. Пабережье водолазной группой были обнаружены обломки советского бомбардировщика Пе-2, машина на дне была обследована и, в связи с большими разрушениями фюзеляжа, руководитель работ решил её не поднимать.
— Фактически, отряду «Находка» предстояло начать поиск заново. В течение зимы 2013 года дважды предпринимались экспедиции по поиску места падения самолёта. Не смотря на помощь новгородской областной федерации подводной деятельности и воронежского центра подводных работ «Пётр», проводивших магнитную съемку морским магнитометром и проверку обнаруживаемых магнитных аномалий сонаром кругового обзора, погружения водолазов на десятиметровую глубину, самолёт обнаружить не удалось, — прокомментировал официальный представитель поисковой экспедиции «Долина» памяти Н. И. Орлова по работе со СМИ Игорь Свинцов.
Третья экспедиция была проведена в апреле 2013 года. Предполагаемое место падения самолёта на озере было найдено методом простукиванием дна: проверка показала наличие под водой сложных конструкций. В течение лета место падения самолёта неоднократно обследовалось водолазами новгородской областной федерации подводной деятельности под руководством Айвара Степанова. На поверхность были подняты большая часть хвоста машины и одно шасси. На внутренних конструкциях хвостового обломка фюзеляжа обнаружен предположительный номер машины — 13/12. Поисковикам отряда «Находка» удалось извлечь из-под воды обломки двигателей самолета, по которым были установлены их номера.
— Но к сожалению, поиск самолёта по обнаруженным номерам в ЦАМО который был произведён редактором интернет-сайта Солдат.ру, заместителя председателя совета Общероссийской общественной организации по увековечению памяти о погибших при защите Отечества «Поиск» Игорем Ивлевым результата не дал. Самолет Пе-2 с номерами 6/60 или 13/12, найденными на двух обломках самолета, так и не «прозвучал» ни в одном из боевых документов авиации Северо-Западного фронта. Детали с разными сериями и номерами самолетов, поднятые с илистого дна с 11-метровой глубины, фактически вносили лишь путаницу, хотя, в любом другом случае могли стать и ключом к разгадке тайны гибели Пе-2. Поиск зашёл в тупик, и требовались новые работы на месте падения бомбардировщика, — пояснил Игорь Свинцов.
6 января 2014 года командир поискового отряда «Находка» Александр Морзунов с помощью «кошки» поднял со дна озера овчинную цигейку, фрагменты свитера и расстегнутый командирский ремень. Это позволило надеяться обнаружить останки летчиков. 25 января поисковики отряда «Находка» и водолазы из Великого Новгорода продолжили работы над местом гибели бомбардировщика. Со дна озера удалось поднять фрагменты самолета, самыми крупными из которых были кислородный баллон и дюралевые детали обшивки. Во второй день экспедиции был обнаружен рулон широкоформатной пленки (без эмульсии), который позволил предположить, что самолет принадлежал 72-му пикирующему бомбардировочному авиаполку (пбап). Так же удалось найти парашютную сумку, в кармашке которой лежала свернутая записка, по которой удалось установить даты переукладки парашюта: 08.01., 09.02., 09.03.42. Переукладку исполнил боец Ковтун.
— Глубина свыше 11 метров, слой более полуметра, почти нулевая видимость не позволяли применить археологические методы работы с использованием гидроразмыва или послойного отбора материала. Членами отряда «Находка» при поддержке московского поисковика Александра Панкратова был изготовлен грейферный захват, который погружался на электролебедке с помощью построенной вышки. Первые же погружения грейфера привели к подъему частей парашютной системы и кусков масляного радиатора. На следующий день удалось поднять части меховой летной куртки и гимнастерки с останками воина. В застегнутом кармане обнаружили удостоверение личности погибшего, а на петлицах воротника малиновые треугольники старшего сержанта. В графе «подпись владельца удостоверения» четко значилось — Н. Черный, — рассказали в экспедиции.
Обращение к конспекту архивных документов, а также консультация известного специалиста по ВВС Ильи Прокофьева привели к определению погибшего и обстоятельств гибели самолета. В оперативной сводке 72-го пбап упомянута боевая потеря Пе-2 (номера самолета и моторов не указаны), которая произошла 9 мая 1942 года в районе озера Велье. Причина падения самолета осталась неизвестной. В других исследованных архивных документах упоминания этой боевой потери нет. Экипаж самолета — лейтенант Мишин, ст. лейтенанта Галушкин, ст. сержант Черный. Причем офицеры остались живы, а погиб только воздушный стрелок-радист старший сержант Черный Николай Александрович, 1916 г.р., уроженец г.Клинцы Орловской (ныне Брянской) области, призван Мглинским РВК.
Прямая речь