Специалисты аэропорта рассказали, в чем сложность воссоздания первоначального облика самолета, об идеях внутреннего интерьера будущего музея и о том, как новосибирский детдомовский парнишка на этом лайнере «зайцем» летал.
Легендарный советский лайнер Ил-86, который шесть лет назад прекратил полеты и ожидал утилизации, сейчас готовится стать музеем авиации аэропорта «Толмачево» в Новосибирске. Накануне Дня Воздушного флота корреспонденты РИА Новости побывали в будущем музее.
Специалисты аэропорта рассказали, в чем сложность воссоздания первоначального облика самолета, об идеях внутреннего интерьера будущего музея и о том, как новосибирский детдомовский парнишка на этом лайнере «зайцем» летал.
Самолет «для себя»
Пока к Ил-86 доступ для всех желающих закрыт. Получив разрешение на съемку, мы прошли досмотр в аэропорту, надели специальные ярко-желтые жилеты, без которых находиться на летном поле запрещено, и в сопровождении сотрудника авиаузла прошли к стоянке лайнера.
«Стоять на летном поле Ил будет не всегда. Это временная мера, до тех пор, пока его не приведут в должный вид. После его транспортируют и установят за зданием старой гостиницы аэропорта. Тогда посетить музей сможет любой желающий», — поясняет пресс-секретарь «Толмачево» Ирина Шавшина.
Лайнер виден издалека — не заметить на фоне современных самолетов такую громадину сложно: белый, немного запылившийся красавец. У самолета встречает главный инженер инженерно-авиационной службы аэропорта Евгений Петров и инженер по планеру и двигателю Юрий Воротников. Он же, кстати, руководит процессом реконструкции.
Попасть в самолет, как оказалось, непросто — трапы лайнера пока неисправны. Есть техническая стремянка, но без специальной сноровки упасть с нее можно в три счета. Однако у специалистов, работающих с самолетом, получается преодолевать ее виртуозно.
Поднявшись в салон, понимаешь, почему Ил раньше называли «спасением воздушного транспорта Страны Советов» и самой надежной и комфортабельной отечественной машиной.
Столько места, что с современными Airbus или Boeing просто не сравнить. Высокий потолок не нависает прямо над головой и индивидуальные вентиляторы не сверху, а встроены в спинку стоящего впереди кресла. И расстановка кресел просторная, комфортная для пассажира с любым ростом, — расстояние между рядами заметно больше, нежели в большинстве современных самолетов.
А еще большой гардероб, лифт для кухни и туалет, в который не надо протискиваться. Неспроста тогда говорили, что Ил — самолет, сделанный от души, как «для себя».
«Это самолет первого класса. В одном ряду с Boeing 767. Даже с новыми А320 не сравнить — там туалет и кухня в хвосте. У последних восьми рядов постоянно очередь желающих в туалет выстраивается, которая к тому же мешает бортпроводникам, пробивающимся со своими тележками», — говорит Воротников.
Кафе и тренажеры
Однако ремонтной бригаде нужно еще потрудиться, чтобы вернуть первоначальный облик. Пока здесь обшарпанный пол, в передней части салона старые кресла с другого самолета, отправленного в утиль, и приборная доска в кабине пилотов, еще зияющая черными дырами. Концепция музея еще обсуждается, говорят сотрудники аэропорта.
«Как вариант, в хвостовой части будет детское кафе и музей аэропорта, а в передней — детальная реконструкция салона. Но главное — нужно собрать вещи, связанные с авиацией с 1957 года по 2013 год: фотографии, расписания, буклеты, билеты, бортовую посуду и так далее», — рассказывает Шавшина.
Раньше самолет принадлежал авиакомпании S7. Осенью 2007-го остановили его эксплуатацию. «Толмачево» выкупил лайнер, который был подготовлен на сдачу в металлолом.
«Была только обшивка снаружи. Внутри не было ни одной панели. Ни кресел, ни проводки в кабине, ничего. Сейчас осталось найти 65 наименований приборов, а сначала нужно было около 200. Везде по России ищем детали. Нужно решать вопрос о ковролине и чехлах…», — говорит инженер Воротников.
Подвоха не заметят
Но это не самая главная проблема, которую придется решить. Нет двигателей. Да и найти их сейчас просто невозможно. В начале 2000-х годов от Ил-86 пришлось отказаться всем авиакомпаниям.
Во-первых, из-за неэкономичности воздушного судна: расход топлива составлял 14 тонн в первый час, и 12 — в последующие, а также из-за несоответствия уровня шума двигателей лайнера требованиям зарубежных авиационных властей. Во-вторых, резко упал пассажиропоток. В итоге почти все машины сдали в утиль.
«Мы сейчас ведем переговоры с одним из заводов, чтобы специально для нас сделали муляж двигателей на Ил, причем нужно соблюсти все до мелочей, чтобы даже знающие люди не заметили подвоха», — продолжает Петров.
В разговоре и Петров, и Воротников не скрывают, что сожалеют об ушедшей авиаэпохе и забытой инженерной мысли. Ил-86 был самым современным лайнером для 1980-х годов: имел лучшее навигационное оборудование, а гарантом надежности было четырехкратное резервирование всех систем. Позже на его базе был создан Ил-96, который остался не востребованным. Хотя сегодня, по их словам, был бы в своем классе лучшим.
«Самолеты утилизируют… Но главное, что остаются люди, которые живут авиацией. Я вот сам почти 30 лет российской авиации отдал. А ведь немало тех, кто предпочел работу за границей. <…> И кстати, в создании Boeing 787 (Dreamliner) участвовало немало бывших российских специалистов», — отмечает Воротников.
Облетел полмира «зайцем»
Как вспоминают в аэропорту, с самолетом, который в скором времени станет музеем, связано немало разных историй. В том числе и, казалось бы, совершенно невероятных.
Так новосибирский детдомовец в 1990-х годах из аэропорта «Толмачево» чуть ли не полмира «зайцем» облетел, в том числе и на этом Ил. «Пробирался на летное поле, прячась за автобусом добегал до самолета, и прятался среди багажа. Когда обслуживали самолет и снимали обшивку, нашли отметки вроде «здесь был Вася», — рассказывает инженер.
А один из курьезов случился во время обучения бортпроводников, когда новичкам рассказывали о надувном трапе.
«На Иле система стоит, когда при переводе ручки в положении более 90 градусов, дверь отщелкивается, а потом сцепленный трап, спрятанный под коробом, выбрасывается и надувается. Когда инструктор начал переводить ручку в состояние «автомат», все начало шипеть. Испугавшись, он схватился за ручку и попытался ее вернуть в прежнее положение, но не тут-то было», — смеется Воротников.
Даже подоспевшая бригада не смогла помочь — трап начал вываливаться из короба внутрь салона. В конечном итоге система победила: трап разложился. Собирали его сторонние специалисты. Поэтому было это довольно накладно. Но потом укладывать трапы научились и работники «Толмачево».
Первый в Сибири
Установка нового «крылатого» музея будет куда сложнее по сравнению с работами над первым экспонатом Музея истории авиации «Толмачево» — Ту-154. «Нет технической возможности демонтировать часть крыла самолета, поэтому будем буксировать самолет с неотстыкованным крылом», — говорят инженеры.
А поэтому, поясняют они, придется освобождать территорию — убирать столбы, ограждения и внутреннюю парковку.
В Сибири это будет первый подобный музей. В России, возможно, второй. Одновременно в «Пулково» также реконструируют Ил-86.
Точные сроки в «Толмачево» пока не называют, все зависит от того, какая именно концепция музея будет принята. Если решат наполнить самолет-музей всеми атрибутами советской эпохи гражданской авиации, понадобится время не только на технические работы, но и на поиск экспонатов.
РИА Новости,
Татьяна Косачева.