В подмосковном Жуковском в рамках празднования 100-летия ВВС проходит ретроавиашоу «Легенды мировой авиации». В наземной экспозиции демонстрируются Ньюпор-17, По-2 и МиГ-3, восстановленные ООО «Русавиа».
В небо поднимаются 23 самолета: Fokker Dr.I, O-1 Tummelisa, 2 По-2, TBM Avenger, F4U Corsair, OA-10 Catalina, Douglas C-47 Skytrain, Як-11, T-6 Texan, И-15бис, ДИТ, И-16, И-153, Hurricane, B-25 Mitchell, P-40N Kittyhawk, Як-9, Як-3, Як-11, P-51 Mustang, Bleriot-XI, МиГ-15УТИ.
По свежему запаху краски, кажется, догадаться невозможно: этот Миг-3 почти 70 лет пролежал в болоте. Реставратор Владимир Бернс был одним из тех, кто оживил историю: подобрал вместо сгнивших деталей — новые.
«Очень повезло, что довольно длительно время после войны некоторые довоенные разработки, разработки военные, имеется в виду приборного хозяйства, использовались в других самолетах. Например, в самолете Ан-2. Поэтому нам не пришлось противоречить истории», — говорит авиареставратор Владимир Бернс.
Они кропотливо собирали самолет три года, ни на минуту не забывая о деталях его последнего боя. Прикрывая командира эскадрильи, наш Миг-3 был подбит Мессершмитом в 1941 году. Как он задымил и упал за лесом, видели другие участники схватки. О переживаниях незнакомого летчика-героя Владимир Барсук во время сегодняшнего полета просто не мог не думать.
«Мне как любому летчику, волнительно и пилотировать его и находиться в нем. Думать, как он последние минуты переживал именно в этой кабине. Все это, конечно же, накладывает отпечаток и ответственности и такого трепетного отношения к этим машинам», — говорит летчик-испытатель Владимир Барсук.
Столько ретро-самолетов в одном месте еще не собиралось. Уникальное авиашоу приурочено к столетию ВВС. И на его генеральной репетиции уже сотни зрителей. Готовят ко взлету лучший истребитель середины 30-х И-15-бис, разумеется, демонстрационный вариант.
Рядом учебная версия И-15-бис. Самолет ДИТ. Таких успели построить всего три штуки. И все были уничтожены на земле, в самом начале войны. Этот — четвертый, восстановлен по чертежам.
Советский учебно-тренировочный Як-11. В середине 60-х их сняли с производства, и несколько машин, в том числе и эту, отправили в Египет. Оттуда в начале 90-х самолет вывез французский коллекционер. И вот, спустя почти полвека, эта ласточка сама проделала путь домой, из Парижа в Москву летела с остановками трое суток.
Когда в небе над Жуковским раздается стрекотание, все будто замирает. Знаменитые По-2 в солнечном небе неспешно обгоняют друг друга. На таких летали в войну наши летчицы, прозванные немцами «ночными ведьмами». Уже после полета летчик Александр Курылев признается: этот самолет для него ни с чем не сравним.
«Самолет прекрасен тем, что позволяет побывать в той истории 20-30-х годов и понять, что ощущали летчики тех времен. Открытая кабина, тихоходный. Летишь и наслаждаешься воздушным мотоциклом», — отмечает летчик-испытатель Александр Курылев.
А.Черепнина
1tv.ru