В четверг, 15 октября началась операция по подъему самолета, найденного в 40 км от российско-финской границы в районе деревни Чулково Выборгского района. На место прибыли вице-президент Федерации «Реставраторы России» Олег Лейко, начальник районного отдела безопасности Андрей Никитин, представители выборгского военкомата, поисковых отрядов, местной администрации и журналисты.
Ещё весной обломки военного самолета обнаружил директор охотхозяйства “Западное” Николай Затевахин. Эксперты считают, что во время падения самолета там было сплошное болото, но за 70 лет вырос лес. Удивительно, что сгоревший самолет нашли только сегодня, — местность хоть и болотистая, но непроходимой её не назовешь.
Николай Затевахин объясняет это тем, что здесь — ни грибов, ни ягод, и жителям просто ни к чему ходить так далеко…
Сам Николай Николаевич, по долгу службы, ставил в тех местах подкормку для кабанов. О находке сразу же сообщил в администрацию, чиновники передали информацию в Москву. Факт было решено не предавать широкой огласке, чтобы поисковиков не опередили “черные копатели”.
Как стало известно, это самолет Поликарпова, биплан И-153 “Чайка”, которые выпускала советская авиапромышленность с 1939 по 1940 год. По заводскому номеру, табличка с которым хорошо сохранилась, удалось выяснить, что самолет с номером 7325 был потерян в ходе русско-финской кампании 1939-1940 годов. Пилотировал самолет младший сержант Зайчиков. В марте 1940 года из боевого вылета он не вернулся, и до сих пор числится пропавшим без вести.
По словам Олега Лейко, самолет сохранился очень хорошо, для 70 лет — просто идеально.
Для реставраторов это ценная находка: “Чайка” была очень необычным самолетом, одним из немногих с убирающимся шасси. Но к тому времени, когда он был выпущен, он уже опоздал, небо захватили монопланы… На территории РФ не сохранилось ни одного такого самолета, “Чайка” представляет собой определенный этап в развитии нашей авиации”.
Самолет “Чайка” И-153 применялся, в основном, в качестве штурмовика. По сравнению со своими предшественниками, имел улучшенную аэродинамику, усиленную конструкцию . Самолет получил название “чайка” по форме верхнего крыла. С 1939-го по 1940 год было выпущено 3437 таких истребителей.
Реставраторы проведут “все мыслимые и немыслимые исследования”, чтобы по характеру повреждений воссоздать историю, случившуюся с бипланом “Чайка”. Как сказал Олег Лейко, эта история представляется весьма странной: пулевые отверстия проходят сверху вниз. Если бы самолет попал под атаку истребителя они, вероятнее всего, были бы сбоку, если бы его сбили зенитки — то снизу, а в данном случае — почти вертикально…
Если пилот был убит на месте, то его останки должны быть обнаружены после поднятия самолета, однако если Зайчикову удалось выпрыгнуть с парашютом, найти его будет чрезвычайно трудно.
В четверг специалисты приступили к разборке самолета, смазав для этого гайки специальным составом, позволяющим раскрутить их. Затем, в разобранном состоянии, летательный аппарат вынесут из леса. В настоящее время операция по подъему «Чайки» и поисковые работы продолжаются.
Самолет будет полностью отреставрирован, затем, вероятнее всего, его переправят в Центральный музей Вооруженных сил в Москве.
Биплан “Чайка” И-153 — вторая крупная находка времен Второй мировой войны на территории Выборгского района, первой был боевой танк, найденный в Финском заливе, впоследствии установленный в Южном поселке Выборга.
Елена Винокурова
Выборгские Ведомости №82/20.10.2009