В начале 70-х годов советское небо бороздили самолёты одной единственной, государственной, авиакомпании — Аэрофлот. С задачами полётов средней дальности справлялись Ил-18 и Ту-134. Первый из них к тому времени морально устарел и был недостаточно быстр. Второй был не очень вместителен и тоже не так молод. Стране требовалась шустрая, надёжная и высокотехнологичная машина, которая должна была соответствовать не только отечественным, но и международным требованиям. Перед конструкторами поставили задачу, которая звучала следующим образом: «Срочно повысить точность полётов самолётов по высоте в 30 раз!». Разрабатывать с нуля — значило потратить огромное количество времени. На тот момент в ОКБ А.С. Яковлева разрабатывался Як-42, всего лишь второй опыт этого бюро в проектировании самолётов подобного класса. Именно Як-42, несмотря на то, что уже испытывался первый прототип, должен был стать решением поставленной задачи. Конструкторов буквально обязали задать новые стандарты для советской авиации…
В 1978 году, после ряда испытаний и поисков, к примеру у первого варианта Як-42 изначально было прямое крыло, а не стреловидное, на саратовском авиационном заводе был собран второй лётный прототип. Его ждали не только лётные испытания, но и важная, практически дипломатическая миссия — представлять страну на международном авиасалоне в Ле Бурже, во Франции. Экипаж Як-42, совершавший рейс Жуковский — Варшава — Ле-Бурже: командир, герой СССР — Валентин Мухин, второй пилот — Олег Булыгин, штурман — Владислав Худяков, механик — Алексей Лазовой.
Новый суперсовременный советский авиалайнер произвёл фурор! Но заявленными техническими характеристиками нужно было не только похвастаться, но и подтвердить рекордами в своём классе. В 1981 году борт СССР-42304, второй лётный прототип поставил рекорд дальности перелёта. Поднялся в воздух в Москве, а приземлился в Чите! 4730 километров, при том, что согласно характеристикам, Як-42 рассчитан на дальность не более 2900!
После этих событий было принято решение выставить самолёт на Выставке Достижений Народного Хозяйства. В сентябре 1981 года Як-42, бортовой номер CCCР-42304, без демонтажа двигателей, был установлен на ВДНХ и открыт для посещений!
Примерно, в 1994 году самолёт закрыли. Почти 15 лет решалась его судьба. Про него то забывали, то собирались сделать внутри ресторан, то превратить в рампу для роллеров и скейтбордистов. В 2008 году возникла угроза уничтожения. Самолёт Ту-154 стоявший крылом к крылу по соседству, из-за всевозможных споров хозяйствующих субъектов, начали разрезать на части клешни спецтехники. Именно это событие сохранило жизнь Як-42. Средства массовой информации и блоггеры подняли шум в обществе. Судьбой борта СССР-42304 заинтересовались на самом высоком уровне. Спецтехника отступила.
14 июня 2009 года легендарный лайнер вновь «принял пассажиров». Было принято решение о создание в фюзеляже самолёта галереи современного искусства. С помощью ОКБ А.С. Яковлева была восстановлена кабина пилотов, к тому времени изрядно пострадавшая от вандализма, начали проводить фотовыставки.
9 мая 2010 года Як-42, кроме легенды отечественного авиастроения и галереи, преобразился ещё и внешне. Он превратился в настоящий арт-объект, представ перед посетителями ВВЦ в образе, посвящённом 65-летию победы в Великой Отечественной Войне. Процесс перекраски длился 20 дней.
На этом история Як-42 не заканчивается, теперь перед самолётом стоят новые, амбициозные задачи. Самолёту предстоит длинный и интересный творческий путь. Открывать новые имена в современном искусстве, создавать уникальные события, вдохновлять, и к титулу легенды отечественного авиастроения добавить статус одной из самых ярких арт-площадок в России!
yak42.ru