Музей вертолетов в Уэстон-Супер-Мэа графства Сомерсет может похвастаться еще одним удачным приобретением, на этот раз это первый русский транспортный вертолет Ми-8, попавший в музей.
Летательный аппарат, длина которого составляет 18 метров (16 футов), ранее состоявший на службе в ВВС Польши, был доставлен в музей пятого февраля.
Директор музея Элфан ап Риз, которому потребовалось пять лет, чтобы найти этот ценный экспонат и организовать его доставку, говорит: «В период «холодной войны» МИ-8 имел важное значение для СCCP и его союзников по Варшавскому договору, Ми-8 так же применялся в освоении месторождений нефти в Сибири и в осуществлении транспортного сообщения между отдаленными частями страны».
«Тот факт, что мы теперь имеем в коллекции такой экспонат, является значимым для нас, так как теперь мы восполнили пробел. Ми-8 вместе со своим предшественником Ми-4 на поршневом двигателе, представляют собой этапы развития вертолетостроения в России». Первый русский транспортный вертолет с газотурбинными двигателями совершил первый полет в начале шестидесятых, и до сих пор производится. На сегодняшний день уже собрано более 11 000 вертолетов этой модели. Эксплуатируется в 110 странах и находится на вооружении у 80 государств, в том числе покупателями Ми-8 являются ВВС Ирака и Национальная Армия Афганистана, также Ми-8 закупают ООН и другие миротворческие организации
Экспонатом Музея вертолетов, является модель МИ-8ПС VIP-салон, которая сначала использовалась ВВС Польши в 1970-х годах для нужд правительства и была списана в 2005 году. В настоящее время вертолет восстанавливают волонтеры Музея вертолетов, после чего он будет представлен в экспозиции.
Ми-8ПС в семидесятых годах состоял на вооружении в ВВС Польши в 36-м специальном авиатранспортном полку, базировавшемуся в Варшаве – Окенче. Внешне данная модель отличается от Ми-8Т квадратной формой иллюминаторов пассажирской кабины. ПС модификация выпускалась в ограниченном количестве для глав государств и чиновников высокого уровня.
Вертолет 10618 — один из одиннадцати МИ-8ПС, эксплуатировавшийся в ПНР, раскрашенный в национальной красно-белой цветовой гамме. Эти вертолеты известны как «папская эскадрилья», так как применялись во время поездок Иоанна Павла Второго по Польше в июне 1979 года, а затем и два года спустя.
Впоследствии вертолет 10618 был модифицирован для военного командования и переподчинен 37-му полку в Легнице-Велькой возле реки Лодзь. Его перекрасили в защитный цвет и применяли в военной транспортной авиации.
Музей инвестировал почти 10 000 фунтов в транспортировку Ми-8 в Великобританию, столько же сейчас требуется для его восстановления. Музей с радостью примет добровольные пожертвования, которые можно внести по адресу UK BS24 8PP Сомерсет, Вестон-Супер-Мэа, Локинг Мур Роуд, Британский музей винтокрылых летательных аппаратов (British Rotorcraft Museum), главный казначей.
Музей вертолетов является большой организацией, работающей на добровольных началах. Этот музей уникален, так как он имеет в своем распоряжении самую большую в мире коллекцию винтокрылых летательных аппаратов. Открыт круглый год, рабочие дни — среда-пятница.
Более подробная информация представлена на сайте www.helicoptermuseum.co.uk