Самолет Королева ушел по 30 руб. за кило

Ил-14 С.П.КоролеваВ Самаре отправлен на переплавку самолет Ил-14, на котором летали Сергей Королев и первые космонавты. Реликвию, по иронии, уничтожили решением администрации аэрокосмического университета, названного в честь самого академика. Руководство вуза решило, что деньги, вырученные от утилизации самолета, пойдут на пользу университету.

Администрация Самарского аэрокосмического университета (СГАУ) им. Королева отправила на утилизацию легендарный самолет Ил-14 с бортовым номером 06150. Этот самолет известен тем, что весной 1961 года его использовали для доставки на Байконур врачей, кинооператоров и группы конструкторов, в числе которых был и академик Сергей Королев. А в апреле того же года на трех самолетах Ил-14, в числе которых был и 06150-й, на космодром прилетели первые космонавты: Юрий Гагарин, а также его дублеры Герман Титов и Григорий Нелюбов (до сих пор, по правилам безопасности, основные и дублирующие экипажи космических кораблей доставляются на космодром разными самолетами).

В Самару Ил-14 попал уже после смерти Сергея Королева. На нем много лет летал создатель самарского ЦСКБ «Прогресс», его генеральный конструктор и гендиректор Дмитрий Козлов, ушедший со своих постов в 2003 году. Когда борт 06150 исчерпал свой летный ресурс, его передали на баланс СГАУ. Ил-14 установили в качестве учебного пособия во дворе одного из зданий университета, где стояли еще несколько учебных самолетов. От старости и «набегов» студентов-авиаторов со временем машина пришла в плачевное состояние.

В конце концов администрация аэрокосмического университета решила утилизовать реликвию отечественной авиации. Как сообщили «Газете.Ru» в вузе, средств на охрану самолета у университета не было, поэтому «он мог бы стать жертвой многочисленных охотников за цветными металлами» (корпус самолета содержит более 10 тонн дюралюминия). «Пусть деньги, вырученные от утилизации самолета, пойдут на пользу университету, готовящему кадры для авиакосмической промышленности не только Самары, но и всей России», – рассудили в администрации.

Как выяснила «Газета.Ru», дюралюминий в пунктах приема цветных металлов стоит примерно 30 рублей за килограмм. То есть, за самолет Королева университет выручил около $10 тыс.
Правда, когда «Газета.Ru» попыталась выяснить подробности этой истории, в университете сообщили, что «на самом деле с королевским «Илом» все в порядке и его никто не трогал». Валерий Комаров, директор университетского института авиационной техники, на чьем балансе состоял Ил-14, сообщил, что самолет не отправили на метеллолом, а перевели на один из аэродромов Самары – в Смышляевку. Там расположена площадка университета, где стоят АН-2, Ту-144 и еще около 25 машин. «Губернатор Самарской области планирует открыть здесь музей авиационной техники, – сказал Комаров. – Ил-14 Королева будет неплохим экспонатом». А «распилили и расплавили», по его словам, другой «Ил», который также находился на балансе института.

Однако во вторник в Самарском музее авиации и космонавтики при СГАУ «Газете.Ru» подтвердили, что на утилизацию отправили именно самолет Королева.
«Ил» не был частью нашего музейного фонда, поэтому официально администрация СГАУ могла распоряжаться им как угодно, – отметил один из сотрудников музея. – Мы долгое время пытались убедить ректорат отдать «Ил» нам, но на прошлой неделе самолет, который практически был личным кабинетом Королева, отправили на металлолом».

«Обидно и горько сознавать, что сегодня историю у нас меняют на рубли и не берегут, – прокомментировала «Газете.Ru» это сообщение депутат Самарской областной думы Светлана Кузьмина. – Я проработала на ЦСКБ «Прогресс» более 20 лет и хорошо знаю, каким самоотверженным трудом держалась и развивалась космонавтика. Люди дневали и ночевали на заводе, месяцами пропадали на полигонах». «В годы войны в Бремене, чтобы сохранить от разрушения памятники, их закапывали в землю. А ведь этот самолет – наша история. На нем летал Королев, человек, который первым не теоретически, как Циолковский, а практически осуществил прорыв в космос. То, что произошло с самолетом, – это недопустимо», – добавил она.

Интересно, что бывший генеральный конструктор «Прогресса» Дмитрий Козлов, который сам долгое время летал на этом самолете, по-другому отреагировал на новость об уничтожении «Ила». «Ну и ладно, – сказал он корреспонденту «Газеты.Ru». – Личным самолетом Королева он никогда не был. У конструкторов в Советском Союзе вообще не было личных самолетов. Этот «Ил» был одним из самолетов летного отряда. Зачем же хранить металлолом?» В Центральном музее авиации и космонавтики тоже поддержали Козлова. Научный сотрудник музея по авиации Аметист Егерев сообщил, что «для истории достаточно и одного «Ила».

По некоторым данным, сейчас в России осталось всего четыре самолета Ил-14. Две машины находятся в музее гражданской авиации в Ульяновске, еще две до сих пор стояли в Москве на Ходынском поле и в Быкове.
В начале 1990-х два самолета были в экспозиции Центрального музея ВВС в Монине. Однако Ил-14 с бортовым номером 41860 в 1992 году сгорел, а Ил-14М с бортовым номером 91542 «куда-то исчез», сказал «Газете.Ru» один из сотрудников музея. «Да, такое, оказывается, бывает: самолеты куда-то исчезают сами по себе, – добавил он. – Поэтому мы были бы не прочь заполучить самарский Ил-14, тем более с такой интересной историей».

В середине 1990-х, действительно, некоторые самолеты-памятники начали исчезать, другие из-за нехватки денег приходили в плачевное состояние и отправлялись в утиль. Пошли слухи, например, что из Домодедова уберут визитную карточку аэропорта – самолет Ту-114, содержать который у администрации не было средств. Однако в Домодедове «Газете.Ru» сообщили, что «Ту-114 стоял, стоит и будет стоять. Его постоянно осматривают и по мере надобности чинят».

В 90-е годы проблемы начались не только с отдельными памятниками истории отечественной авиакосмической истории, но и с целыми музеями. Например, павильон «Космос» на ВВЦ вообще превратился в «гробницу» отечественной космонавтики. Здание разваливалось буквально на глазах: с опор, которые поддерживают купол, осыпался бетон, открыв проржавевшую арматуру. На месте орбитальных спутников ларечники продавали цветы. Портрет Гагарина висел над садово-огородной ярмаркой.

Сейчас ситуация, казалось бы, стала налаживаться. На ВВЦ начался экстренный ремонт «Космоса»: в ночь на 1 августа по распоряжению администрации здесь заварили ворота, закрыв таким образом доступ арендаторов на территорию павильона. Как заявило тогда руководство выставки, более чем 10-летняя рыночная история «Космоса» завершилась. После ремонта в павильоне должны появиться образцы российских оборонных предприятий, а на месте торговых рядов – виртуальный технопарк с полной имитацией путешествия человека в космос, под водой и на суше. Администрация обещала обновить не только павильон, но и экспозицию космической истории страны. А старые пассажирские самолеты Ту-154 и Як-42, стоящие перед павильоном, должны заменить на современные сверхзвуковые истребители «МиГ» и «Су». Неизменным должен остаться только пилотируемый корабль «Восток», на котором Юрий Гагарин летал в космос. Однако, видимо, эти планы строились на слишком далекое будущее. В начале октября павильон «Космос» на четыре дня превратился в огромный скотный двор. Здесь открылась российская агропромышленная неделя.

Алина Черноиванова, Вероника Чурсина (Самара, КРЖ)

21 ОКТЯБРЯ 2003

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *