В ноябре Музей истории пермского моторостроения отметил свое 40-летие. Впервые музей открыл свои двери в 1968 году. Он стал первым в Пермской области общественным музеем, созданным на промышленном предприятии.
В День рождения музея его сотрудники провели театрализованную экскурсию, благодаря которой гости смогли пережить вместе с заводом все исторические вехи его становления. Посетители музея стали не только зрителями, но и участниками действия: они смогли потанцевать под патефон 1930-х годов, запустить бумажный самолет, вспомнить, как встречали Победу в 1945-м году, сделать производственную гимнастику…
Гости музея познакомились и с главной коллекцией музея – авиационными двигателями. Сегодня ее основа – поршневые моторы конструкции А.Д. Швецова, реактивные двигатели П.А. Соловьева, реактивные двигатели В.Я. Климова и А.Г. Ивченко, единственный в мире опытный торовый двигатель М.Е. Манжелиевского, первый отечественный серийный мотор М-11, двигатель для летающей мишени МД-120.
С начала 80-х годов музей начинает целенаправленно собирать личные архивы моторостроителей. Фонды музея пополняют редкие фотографии и документы о репрессиях 1937-38 гг., документы первого директора завода И.И. Побережского, личные вещи и награды А.Г. Солдатова, золотые часы и живописные работы конструктора А.Д.Швецова, фотографии и документы о работе специалистов завода в США. Постепенно расширялись коллекции государственных наград СССР, памятных настольных медалей, значков, моделей самолетов, мебели, товаров народного потребления.
До середины 1980-х гг. Музей истории пермского моторостроения посещали исключительно поступающие на завод рабочие, ветераны, студенты и школьники. Когда же во время перестройки завод стал более открытым, в музей, по словам заведующей музеем Татьяны Силиной, «устремился, казалось, весь авиационный мир». Музей оказался единственным местом на заводе, куда можно было без опасения за производственные секреты привести японцев, американцев, немцев и других иностранных гостей.
В последние годы музей активно занимается издательской деятельностью. В свет вышли книги по истории завода, о выдающихся конструкторах предприятия: «Всегда среди лидеров», «Полвека в авиации», «Двенадцать глав из жизни Павла Соловьева», «Книга памяти» и другие.
Уже несколько лет продолжается сотрудничество музея и профессионального лицея №1. Итогом этой дружбы стали четыре части книги о первом в Перми профессиональном начальном учебном заведении — «Урок длиной в столетие».
Некоторые цифры:
- Фонд музея сегодня составляют более 7000 единиц хранения. Это фотографии и негативы, документы и награды, личные вещи выдающихся моторостроителей.
- Музей ежегодно посещают от 3 до 5 тысяч человек. За 40 лет в музее побывали более 199 000 человек, проведено более 9 900 экскурсий и мероприятий.
- Основные посетители музея: школьники, студенты, учащиеся училищ, лицеев.
- Частые гости Музея – ветераны предприятия. Здесь проводятся для них праздники и проводы на заслуженный отдых, встречи с молодежью.
- За 40 лет музеем издано немало книг, буклетов, проспектов о заводе и его истории.
Портал машиностроения
Очень понравился музей пермского моторостроения! Рекомендую посетить его жителям и гостям города Перми. В музее есть много интересных экспонатов, особенно, он будет интересен тем, кто интересуется авиастроением и авиамоделированием.
Вы шутите? От музея ничего не осталось. Стоят двигатели и все. Раньше были документы, фотографии, воссозданные уголки, личные вещи моторостроителей. В старом музее была душа. После его ремонта ничего ценного там не осталось.