Ту-144

Опытный СПС Ту-144 в полетеПостройка первого опытного самолета Ту-144 («044») началась в 1965 году, одновременно строился второй экземпляр для статических испытаний. Опытная машина строилась в Москве в цехах ММЗ «Опыт», часть агрегатов изготовлялась на его филиалах. В 1967 году была закончена сборка основных элементов самолета. В конце 1967 года опытную «044» перевезли в ЖЛИ и ДБ, где в течение всего 1968 года осуществлялись доводочные работы и доукомплектование машины недостающими системами и агрегатами.
В конце 1968 года опытный «044» (бортовой № 68001) был готов к первому полету. На машину назначили экипаж в составе: командира корабля — заслуженного летчика-испытателя Э.В.Еляна (получившего затем за Ту-144 Героя Советского Союза); второго пилота — заслуженного летчика-испытателя Героя Советского Союза М.В.Козлова; ведущего инженера-испытателя В.Н.Бендерова и бортинженера Ю.Т.Селиверстова. Учитывая новизну и необычность новой машины, ОКБ пошло на неординарное решение: впервые на опытную пассажирскую машину решили установить катапультируемые кресла экипажа. В течение месяца проводились гонки двигателей, пробежки, последние наземные проверки систем. С начала третьей декады декабря 1968 года «044» находилась в предстартовой готовности, машина и экипаж были полностью готовы к первому вылету, в течение всех этих десяти дней над аэродромом ЛИИ не было погоды и опытный Ту-144 оставался на земле. Наконец, в последний день уходящего 1968 года, через 25 секунд после момента старта «044» впервые оторвалась от взлетной полосы аэродрома ЛИИ и быстро набрала высоту. Первый полет продолжался 37 минут, в полете машину сопровождал самолет-аналог «21-11». По отзывам экипажа, машина показала себя послушной и «летучей». На первом вылете присутствовали А.Н.Туполев, А.А.Туполев, многие руководители подразделений ОКБ.
Первый полет Ту-144 стал событием мирового значения и немаловажным моментом в истории отечественной и мировой авиации. Впервые в воздух поднялся сверхзвуковой пассажирский самолет и это был самолет построенный в СССР, первый«Конкорд» уйдет в полет только 2 марта 1969 года. Было доказано на практике, что тяжелые самолеты бесхвостой схемы имеют права гражданства в СССР (до этого полета у нас все ограничивалось большим количеством проектов тяжелых «бесхвосток»).
Второй полет (50 мин) состоялся 8 января 1969 г, а уже через полгода, 5 июня 1969 года опытный самолет первый раз на высоте 11000 м превысил сверхзвуковую скорость, к маю 1970 года машина летала на скоростях М=1,25-1,6 на высотах до 15000 м. 26 мая 1970 г. Ту-144 впервые в истории гражданской авиации достиг скорости 2150 км/ч (М=2) на высоте 16300 м. 15 июля на высоте 16960 м была достигнута максимальная скорость 2443 км/ч (число М=2,35). 12 ноября 1970 года в часовом полете «044» летала полчаса на скорости превышающей 2000 км/ч. К осени 1970 опытный образец налетал 100 ч.
Впервые самолет был показан публично 21 мая 1970 г. в аэропорту «Шереметьево». В ходе испытаний опытная машина неоднократно летала за рубежи СССР. 23-25 мая 1971 г. состоялся первый зарубежный полет самолета Ту-144 в Прагу. 25 мая- 8 июня 1971 года «044» приняла участие в XXIX международном авиасалоне в Ле-Бурже, где она впервые «встретилась» с англо-французским «Конкордом». 5 июня Ту-144 выполнил на авиасалоне демонстрационный полет.
13-17 июня 1971 г. перелет Ту-144 в Берлин (ГДР), демонстрация самолета в аэропорту «Шёнефельд». При перелете Берлин-Москва 17 июня самолет Ту-144 совершил вынужденную посадку в Варшаве (нарушение герметичности топливной системы), но уже 19 июня самолет вернулся в Москву.
6-14 сентября 1971 г. был выполнен полет Ту-144 по маршруту Москва-София-Москва. Впервые зарубежный полет выполнялся на сверхзвуковой скорости (время полета 1 час 19 мин. и 1 час 11 мин., соответственно). Взлетев в Москве в 9 часов утра, он сел в Софии также в 9 утра. Крейсерская скорость на высоте 16 км составила 2300 км/ч. Эта высота была набрана на дистанции около 350 км за 18 мин.
19 апреля-1 мая 1972 г. Полет Ту-144 в Ганновер, демонстрация самолета на авиасалоне.
30 сентября-5 октября 1972 г. Полет Ту-144 в Будапешт, демонстрация самолета авиакомпании «Малев».
На «044» стояли опытные двигатели НК-144 с удельным расходом топлива на крейсерском сверхзвуковом режиме 2,23 кг/кгс час, с такими удельными расходами на испытаниях Ту-144 сумел выйти на сверхзвуковую дальность полета 2920 км, что было значительно меньше требуемой дальности. Кроме этого в ходе испытании столкнулись с некоторыми конструктивными недоработками: в полетах наблюдались повышенная вибрация и нагрев хвостовой части фюзеляжа от счетверенного пакета двигателей, не выручали даже титановые конструкции. Выполнив программу испытательных полетов «044» (всего около 150 полетов), так и осталась в одном опытном экземпляре. От нее большего и не требовалось, свою задачу доказать техническую возможность создания в СССР сверхзвукового пассажирского самолета она выполнила. Необходимо было продвигаться дальше, улучшая конструкцию самолета и двигателей.
В 1968 г. началась подготовка к строительству предсерийного самолета Ту-144 («004»).
27 апреля 1973 г. состоялся последний полет опытного самолета Ту-144, программа летных испытаний опытного самолета была завершена. А уникальный самолет был впоследствии … утилизирован.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *