В Музее Техники Вадима Задорожного полным ходом идет реставрация одного из самолетов времен Великой Отечественной Войны с уникальнейшей судьбой.
Hawker Hurricane Mk2ATrop Z5252. Выпущен компанией Gloster, в середине лета 1941 года. Это один из самых первых Харрикейнов,попавший в нашу страну вместе с 151 Истребительным авиакрылом Английских ВВС осенью 1941года. Про участие Английских пилотов в защите неба Советского Заполярья, а конкретнее,единственного, не замерзающего порта Мурманск известно не очень много. Во времена Холодной Войны, в отличие от известнейшей Нормандии-Неман, на освещение истории 151 авиакрыла RAF в СССР было нежелательным. 25 сентября 1941 года с этим самолетом ознакомился Командующий авиации Северного Флота генерал Кузнецов. Через несколько дней, 30 сентября 41-го года, „Харрикейн“ с номером Z 5252 был передан командиром 151-го истребительного авиакрыла Королевских ВВС Великобритании Ишервудом генералу Кузнецову в подарок: в знак дружбы и солидарности в борьбе с общим врагом, с германским фашизмом. В результате этого решения, самолет Z5252 стал первым Харрикейном в авиации СССР. Самолет поступил в знаменитый полк первого дважды героя СССР Бориса Сафонова. Самолет летал в Сафоновском полку до начала 1942года. Вполне возможно, что несколько вылетов именно на этом самолете выполнил и сам Б.Ф.Сафонов. 2 июня 1942 года семь «Харрикейнов» сафоновцев ввязались в бой с дюжиной Ме-109 западнее Мурманска. В тот раз численный перевес немцев сыграл в их пользу: было сбито три наших «Харрикейна».
Летчик Ванюхин погиб. Пилот Климов, вернулся в часть. А вот за штурвалом третьего сбитого «Харрикейна» был лейтенант Марков. Точнее, его самолет был не сбит, а подбит. У него были пробиты топливный бак, приборная доска, капот двигателя и крыло, но самолёт не рухнул, а спланировал. Вынужденную посадку лейтенант Марков совершил на лёд небольшого озера в семи километрах к западу от Мурманска.
По рапорту лейтенанта Маркова, самолёт после падения был в хорошем состоянии и пригоден для восстановления. Для его транспортировки была отправлена команда. Но приехав к озеру, спасатели увидели только чистую водную гладь. Лёд за это время подтаял, и самолёт утонул. Дальше были 59 лет забвения этого самолета…
В 2001 году в фондах ЦАМО РФ был найден рапорт лейтенанта Маркова.
И вот после обнаружения в 2001 году рапорта в военных архивах и после долгих сопоставлений удалось высчитать, о каком же точно озере идёт речь. С помощью эхолота и магнитометра увидели, что на дне – именно «Харрикейн». Причем, похоже, в очень хорошем состоянии.
И уже на поверхности поисковики под руководством Бориса Осетинского и водолазы из Воронежа разглядели окончательно: на фюзеляже самолёта сохранилась маркировка «Z 5252». А это означало, что про этот самолёт можно узнать даже куда больше, чем то, что им пилотировал лейтенант Марков. Самолет был переправлен в мастерские Музея Техники Вадима Задорожного. Первоначально планировалось восстановить самолет до летного состояния, но после экспертной оценки и восстановленной истории борта было принято решение восстановить самолет для экспонирования в залах музея. Сейчас над легендарной машиной трудятся реставраторы музея. Надеюсь, что в течении ближайших лет этот самолет-легенда, займет свое место в зале Музея Техники.
Е.Лебедев