Начиная с 2007 года несколько жителей Москвы искали самолёт, сбитый во время войны над территорией Валдайского района. Этим летом поиски бомбардировщика увенчались успехом.
Подробный рассказ об этом разместил один из участников поисков в блоге jeep-user.livejournal.com:
«Летом 2005 года нам с товарищами довелось побывать в деревне Плав Валдайского района Новгородской области. Это та самая деревня, жители которой нашли легендарного летчика Алексея Маресьева. Тогда, в 2005 году, еще была жива Александра Петровна Вихрова — последняя свидетельница событий, связанных с летчиком…
Кроме истории об Алексее Маресьеве, Александра Петровна Вихрова рассказала нам и о другом самолете. Рассказ состоял из следующих данных: в первую зиму войны, на озеро Лютицкое стал садиться наш самолет. Снижался и дымил. Грохнувшись на лед, он перевернулся (скапотировал наверное). Мужики и дети побежали на озеро. Подошли к самолету. Оказалось, что весь экипаж погиб. Три человека. Местные мужики вытащили их из самолета и похоронили на берегу озера».
С 2007 года энтузиасты каждый год приезжали в Валдайский район на поиски самолёта. И только в июне 2011 года с помощью металлоискателей удалось обнаружить части самолёта в болоте, а осенью – поднять на поверхность и вытащить на берег мотор.
«Чтобы справиться с этой задачей, придумали следующую операцию: для транспортировки мотора к сухому берегу нами были заготовлены порядка 200 метров троса (в отрезках по 25-30 метров). Под требуемую траекторию на берег подогнали машину, тросами зацепили за макушку треноги и всю эту конструкцию с висящим мотором опустили на санки, предварительно изготовив их из бревен, обшитых оцинковкой. И дальше таким же маневром, на саночках «за тросом» мотор поехал к берегу, объезжая кочки с помощью блоков закрепленных за деревья. Скорость его передвижения росла на глазах. Если первые пару метров вверх он проделал за несколько дней, то за следующие сутки он «своим ходом» прибыл к нам в лагерь, а это порядка 200 метров — прогресс был налицо! Оставался сущий пустяк: около 5 километров офф-роуда по петляющей в лесу дорожке с ручьями и прочими болотистыми местами.
Долго думали, как вытащить из леса эту без малого тонну металла. За этими мыслями нас и застал вечер воскресенья, три дня выделенные на это дело опять заканчивались. Стало ясно первое: летом мы бы его не достали ни за день, ни за три, и второе: мы его здесь и сейчас не оставим ни при каких обстоятельствах. Отбили домой сообщения, что задерживаемся. Приняли решение пробовать тащить находку за машиной, короткой стропой зацепили санки с мотором за одну из двух находившихся в тот момент в лагере машин и на понижайке он медленно поехал. Уставшие до предела, промокшие до нитки, вооружившись топорами и оставшимися рабочими бензопилами пошли вперед, обеспечивая почти трехметровый коридор для лопастей мотора. Этот бой закончился в ночь на вторник. Выйдя на опушку мы поняли, что в этой жизни (если не подведет здоровье) можно сделать все!»
После этого по обнаруженному на моторе номеру начались поиски сведений об экипаже сбитого бомбардировщика Пе-2 в военных архивах.
Выяснилось, что в 1941-42 годах самолёт дважды пострадал от вражеского огня. 11 сентября 1941 года он получил многочисленные повреждения и совершил вынужденную посадку у озера Вельё. При этом погиб стрелок-радист Малышев. После ремонта самолёт перешёл в другое соединение. С очередного боевого задания он не вернулся 13 января 1942 года. Погибли трое членов экипажа: командир звена 514-го авиаполка старший лейтенант Чернышёв Пётр Владимирович, штурман — старший лейтенант Федотов Николай Константинович, стрелок-радист — младший сержант Тельнов Василий Тимофеевич.
На момент гибели Николаю Федотову было 29 лет, Петру Чернышеву 27 лет, Василию Тельнову — 23 года.
Как пишет автор ЖЖ:
«Остается добавить, что мотору РА № 125-609 самолета ПЕ-2, «восставшего» из болотных недр ровно 70 лет после его последнего боевого вылета, теперь уготовано достойное место в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной на Поклонной Горе. Большую помощь в этом оказали председатель Едровского сельского поселения Валдайского района Новгородской области Юрий Николаевич Апраксин и руководство музея в лице Владимира Олеговича Рыжова и Валерия Георгиевича Голдышева. Остатки самолета будут извлечены ранней весной при содействии администрации района и так же будут перевезены в музей».
В очередной раз энтузиасты совершили лыжный поход на болото в январе 2012 года, при этом столкнулись с медведем-шатуном (к счастью, всё обошлось благополучно). Весной они планируют также поднять останки лётчиков, место погребения которых примерно известно, чтобы захоронить их с подобающими почестями.
Ваши новости
http://vnnews.ru