Экспедиция стартовала 3 сентября и стала первой совместной российско-венгерской экспедицией в Венгрии, исследующей места падения советских самолетов, потерянных во Второй мировой войне. Главной целью экспедиции являются поиск и раскопки места гибели и останков экипажа Ил-2 Героя Советского Союза Одноценова Германа Петровича, который был сбит в районе села Шерегейеш 8 марта 1945 года. Проект осуществляется при непосредственном участии поисковиков из общественного объединения «Тризна» в сотрудничестве с венгерскими коллегами — военными венгерской армии, музеем авиации города Сольнок, саперами и членами венгерской авиационной исторической ассоциации. Одним из основных спонсоров экспедиции выступает компания «Лейбштандарт», информационную поддержку оказывает телеканал «Вести 24».
8 сентября, на второй день, поиск дал первый результат: было найдено место падения легендарного советского штурмовика ИЛ-2. В настоящее время идут работы по извлечению из земли деталей самолета.
Справка:
Исход Балатонского сражения 1945 года стал предвестником нашей победы, это последняя крупная оборонительная операция Красной армии во Второй Мировой войне. Дав наступлению кодовое название «Весеннее пробуждение», немецкое командование ставило его стратегической целью отбросить советские войска за Дунай, сохранив одни из последних доступных нефтяных месторождений, без которых немецкая армия была бы полностью парализована. Разуверившись в Вермахте, Гитлер направил в западную часть Венгрии всю элиту Ваффен-СС, в том числе дивизии 6-й танковой армии СС «Викинг», «Гитлерюгенд» «Тотенкопф» и прочие, которые были повержены частями 3-го Украинского фронта под командованием Ф. И. Толбухина при содействии 1-й болгарской и 3-й югославской армий. Десять дней, с 6 по 15 марта, продолжались ожесточенные круглосуточные бои, отличавшиеся высокой интенсивностью и насыщенностью техникой, когда, наконец, немецкие войска, понеся огромные потери, перешли к обороне.
Значительную роль в победе сыграла штурмовая авиация. Всего в Балатонской операции немцы потеряли около 500 танков и штурмовых орудий, из которых авиацией было подбито около 270. К сожалению, потери наших сил также были значительными. Сотни самолетов и их экипажей остались лежать на венгерской земле.
Идея раскопок в районе озера Балатон у поискового объединения «Тризна» появилась после находок местными поискавиками и появления в сети фотографий фрагментов советских самолетов. Оперативно был налажен контакт с венгерскими исследователями. Скрупулезная работа в архивах ЦАМО помогла определить некоторые номера самолетов, моторов, обстоятельства потерь. Идею раскопок поддержал музей авиации в городе Сольнок (при 86-й вертолетной части венгерской армии). Таким образом задумка обрела форму: была организована экспедиция профессиональных поисковиков с целью поднять обломки легендарных советских бомбардировщиков, обнаружить останки героев-пилотов.
Коллектив «Тризны» планировал ехать в Венгрию еще весной 2011 года. Экспедицию перенесли сентябрь по нескольким причинам. Основная часть зоны поиска — это сельскохозяйственные земли. На тот момент вся территория возможного поиска была покрыта водой по причине сильного наводнения. Кроме того, в окрестностях Шерегейеша обломки самолетов Ил-2 найдены по крайней мере в шести местах. Все они в настоящее время возделываются под сельскохозяйственные культуры. Таким образом, по состоянию урожая в августе с местными фермерами были согласованы участки земли под раскопки.
Участники экспедиции делятся деталями раскопок:
«…В районе поисков потеряно более десятка советских самолетов, в основном Ил-2 и «Бостоны». В разных местах местными поисковиками найдены их фрагменты. Будем отталкиваться от их находок и вести тщательные поиски там, где возможно. Разумеется, нас интересует не только экипаж Одноценова, но и все другие потери, в том числе наземных войск. Как резерв, венгерские партнеры приготовили несколько вариантов обнаруженных следов падений других наших самолетов на несельскохозяйственных землях, которые можно будет раскапывать без оглядки на урожай, если только не будет дождей.
На начальном этапе поиска проводятся архивные исследования, на основании архивных данных определяется место проведения раскопок. Много бесценной информации может дать выезд на место событий, общение с местным населением, старожилами, которые, возможно, хранят в памяти факты войны. Далее, на месте, с помощью глубинного металлоискателя и щупов обследуется территория.
Непосредственно «коп» — это очень серьёзная физическая нагрузка, так как непросто перекидать вручную несколько тонн твердой глинистой почвы.
После обнаружения остатков самолета анализируется глубина его залегания и проводится поиск возможного места расположения кабины для того, чтобы найти пилота. В сегодняшнем случае подъем разбитого ИЛ 2 производится краном. Большая удача для нас, что он может подъехать к месту падения — оно не заболочено, что не создает препятствий…»
В поддержку экспедиции офицеры венгерской армии передали поисковикам медаль «За отвагу», принадлежавшую летчику лейтенанту Миронову, поднятую в районе озера Балатон в 1971 году. Медаль, учрежденная в 1938 году, была особенно ценимой среди фронтовиков, поскольку ею награждали исключительно за храбрость и мужество, проявленные в бою.
Судьба найденных останков самолета ИЛ-2 будет определена позже. Поиск продолжается. В найденном самолете не было пилота — возможно, он покинул самолёт до падения. Копатели надеются определить судьбу экипажа найденного самолета. Напомним, что изначально поисковики поставили цель найти останки Героя Советского Союза — лейтенанта Одноценова Германа Петровича, самолет которого был сбит 8 марта 1945 г. в районе поисков. Согласно документов, Одноценов и его стрелок ст. сержант Уфимцев по сей день числятся пропавшими без вести.
Добрый день. Мой дед Варгин Николай Никитович в марте 1945 года после крушения самолёта попал в госпиталь в пригороде Будапешта и скончался от ран 27 мая 1945 года. Похоронен в Венгрии.
вот ссылка на информацию http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=56007908#
Если найден именно тот самолёт готов выслать фотографии деда, пишите на мейл.