Государственный музей авиации

Государственный музей авиации Украины (Жуляны) является самым молодым и, вместе с тем, крупнейшим историко-техническим музеем Украины. Он был создан в 2003 году, увенчав своим открытием крупнейшую дату – 100-летие мировой авиации. Музей разместился на территории бывшей учебно-авиационной базе (УАТБ) КИИГА (ныне НАУ), а приписанные к ней самолеты стали ядром его коллекции. Впрочем, начавшись всего с 30 бортов, сегодня Жуляны владеют экспозицией уже в почти 70 самолетов и вертолетов. Еще одно направление – образцы авиационного вооружения и БПЛА, а также экспозиция авиадвигателей. В натурных фондах музея представлены разработки практически всех ведущих авиационных КБ советского периода – Туполев, Яковлев, Ильюшин, Антонов, Сухой, Микоян-Гуревич, Камов, Миль, Бериев, а также реплики начала ХХ века. В свою очередь, коллекции сформированы как по принципу назначения ЛА, так и по принадлежности к отдельным КБ. Исключение составляет КБ. А.Н.Туполева – здесь выделена отдельная «Бекфайр-коллекция», куда вошли бомбардировщики-ракетоносцы семейства Ту-22М.

Представленные в наших фондах коллекции самолетов КБ Микояна и Гуревича, а также вертолетов КБ М.Л.Миля являются одними из наиболее полных в мире. Здесь экспонируются также редкостные ныне МиГ-15УТИ и Ми-1М. А по количеству опытных и единичных бортов музей является вторым по величине коллекции в СНГ – больше только в российском Монино. В Жулянах можно увидеть первый опытный Ил-86, второй опытный/первый серийный Ил-18, первый серийный Ту-104, предсерийный Ту-134, а также Ту-22М0 из опытной серии и другие. Каждая из этих машин одновременно является также старейшим образцом своего типа, дошедшим до наших дней. Источниками постоянного пополнения экспонатного ряда музея стали аэродромы, на которых сохранились списанные борты – исторические свидетельства развития отечественной авиации. Эти машины были приведены в экспозиционное состояние усилиями предприятий украинского авиапрома, после чего заняли свое место на площадке в Жулянах. На многих представленных в музее самолетах основные системы до сих пор сохранили работоспособность. В частности, на таких машинах исправно функционирует вся электроника, а еще относительно недавно на них производились запуски двигателей. Благодаря этому не утихает интерес гостей к посещению пилотских кабин самолета Ил-62 и вертолета Ми-8, ведь посидеть за штурвалом может любой желающий. Особый колорит посещению музея придает близкое соседство действующего аэропорта «Киев» (Жуляны), взлетно-посадочная полоса которого проходит в 100 метрах за прозрачным забором. Отсюда взлет и посадка производят на зрителей незабываемое впечатление.
С момента основания и до сегодняшних дней на территории УАТБ КИИГА (НАУ) сменили один другого многие самолеты и вертолеты. Среди них было немало и уникальных машин, достойных занять лучшие места в экспозиции любого авиационного музея мира. По иронии судьбы все они погибли здесь же — в Жулянах, — отправленные на металлолом в строгом соответствии с требованием Госплана СССР по сдаче цветных металлов. Как только, в силу различных причин, самолет становился непригоден для обучения студентов, его ожидал нож. Таким образом погибли редкостные образцы экспериментальных самолетов — Ту-110 СССР-5600, опытный Ту-104Г (Ту-16Г) СССР-Л5411, второй летный прототип Ил-62 СССР-06176 (003), прототип Ту-124 СССР-45000 и другие. В начале же 1990-х гг. учебный аэродром КИИГА подвергся воздействию наиболее естестенных, а вместе с тем и наиболее разрушительных процессов — влиянию времени. В течение целого десятилетия самолеты теряли былой облик и приходили в негодность, а сам аэродром заростал дикой травой. Территория будущего музея в этот период постепенно превращалась в авиационное кладбище.
Коренным образом ситуация изменилась лишь к 2003 году, после того как, согласно постановлению Кабинета Министров Украины, было принято решение о создании на базе УАТБ Государственного музея авиации. Удивительно, но всего за три месяца до открытия нового музея к его будущим экспонатам еще не прикасалась рука реставраторов. В чрезвычайно сжатые сроки, организовав широкую кооперацию с десятками авиационных предприятий по всей стране, удалось подготовить музей к открытию, которое сосотоялось 30 сентября 2003 года. На торжественной церемонии присутствовали тогдашний Президент Украины Л.Кучма, представители отечественных и зарубежных авиационных кругов, а также гости и представители многочисленных СМИ. Вскоре после открытия прозвучали и первые экспертные оценки — по качеству натурной экспозиции украинский авиамузей достоин занять место в десятке лучших европейских музеев. Развитие экспозиции Государственного музея авиации Украины постоянно продолжается. Бережно хранится существующая техника, отыскиваются новые экспонаты, доставляются в музей, где бережно реставрируются и занимают свое достойное место в коллекциях. Одновременно с этим формируется и упорядочивается архивный фонд, налаживается сотрудничество с авиационными организациями по всему миру.

Экспонаты:

  1. Анатра-Анасаль (Реплика)
  2. Wright Флайер-1 (самолет братьев Райт;Реплика)
  3. Aero L-29
  4. L-39 33 Желтый
  5. L-39 18 Желтый
  6. Ан-2 UR-54812
  7. Ан-24Б CCCP-46245
  8. Ан-24Б CCCP-46801
  9. Ан-24Б UR-46569
  10. Ан-26 22
  11. Бе-6 318
  12. Бе-12 35
  13. Ил-14 CCCP-52036
  14. Ил-18А CCCP-75634
  15. Ил-62 CCCP-86696
  16. Ил-76 UR-UCI (бывший CCCP-76511)
  17. Ил-86 СССР-86000
  18. МиГ-15 УТИ 31
  19. МиГ-17Ф 77
  20. МиГ-21ПФМ тип 94 21
  21. МиГ-21УМ (76) развалины
  22. М-21М Самолет-мишень (МиГ-21е тип 94м) 45
  23. МиГ-23БМ 32-25 05
  24. МиГ-23МЛ 23-12 54
  25. МиГ-25РБ (11красный)
  26. МиГ-25РБ 02б 06
  27. МиГ-27 32-26 57
  28. МиГ-29 (9-13) 31
  29. МиГ-29 (9-13) 06
  30. Су-15ТМ 16
  31. Су-17УМ 80
  32. Су-20 с-32мк 06
  33. Су-24 56
  34. Су-25(41 желтый)
  35. Су-25 105 Красный
  36. АНТ-7 (Р-6)
  37. Ту-104 CCCP-Л5415
  38. Ту-134А CCCP-65743
  39. Ту-134А CCCP-65601
  40. Ту-134 УБЛ 43
  41. Ту-154 CCCP-85020
  42. Ту-22 М0  156
  43. Ту-22 М2 20
  44. Ту-22 М3 96 BLUE
  45. Ту-142 М3 85
  46. Як-3 09 Белый
  47. Як-18ПМ (22 желтый)
  48. Як-28У 03 Белый
  49. Як-38М 46 Желтый
  50. Як-40 UR-87685
  51. Як-40 ur87245
  52. Як-40 ur-87266
  53. Як-40 ur-87405
  54. Як-40 ur-87479
  55. Як-40 ur-san
  56. Ка-25ПЛ тип ДБ 36
  57. Ка-27ПЛ 03
  58. Ка-26 apr 410
  59. Ми-1 CCCP-02299
  60. Ми-2 UR-23943
  61. PZL-Swidnik Mi-2
  62. Ми-4 CCCP-48983
  63. Ми-6 78
  64. Ми-8Т 04
  65. Ми-14пл (54 красный)
  66. Ми-14БТ 53
  67. Ми-24Д (72 желтый) требует восстановления
  68. Ми-24А 32
  69. Ми-24Д 07
  70. Ми-26 64 Черный
  71. авиабомбы ФАБ-9000, ФАБ-5000, ФАБ-3000, ФАБ-500, ФАБ-250
  72. ракеты X-22 «Буря»
  73. Ту-141
  74. Ту-143

Адрес: г.Киев, ул.Медовая, 1

Тел/факс: (044) 451-83-14

Web: aviamuseum.com.ua

Ту-22М0, Ту-22М2 и Ту-22М3

Ту-22М0, Ту-22М2 и Ту-22М3
Изображение 23 из 25

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *