Авиамузей ВВС

FlygvapenmuseumВ этом году исполнилось 75 лет с момента основания авиационного отделения известной шведской фирмы SAAB. Авиазавод и аэродром фирмы расположены на восточной окраине города Линчепинг, к юго-западу от Стокгольма. А на западной окраине Линчепинга (небольшой городок Мальмслатт) расположена авиабаза Мальмен, где с 1919 г. начала свою работу авиастроительная фирма FVM, родоначальница будущего авиационного направления фирмы SAAB. Именно здесь и появился главный авиамузей ВВС Швеции, по шведски – Flygvapenmuseum.
еобходимо отметить, что оказавшись в тени ведущих авиадержав мира, шведский авиапром достиг выдающихся успехов в создании самолетов и особенно – боевых реактивных. Внутри музея размещено 49 образцов самолетов и вертолетов, а на открытой площадке – еще пять самолетов. Музей имеет два больших, просторных зала: в первом – в основном – размещена авиация периода 1919–1945 гг., во втором зале находится авиация послевоенного периода. Третий зал находится ниже уровня земли и символизирует лежащие на дне моря обломки пассажирского самолета ДС-3, сбитого советским истребителем 13 июня 1952 г. над Балтийским морем. Остатки самолета были найдены, доставлены в музей и стали своеобразным мемориалом.
В начале своей истории шведская авиация, естественно, пополнялась не только малочисленными отечественными разработками, но и различными по назначению образцами авиатехники ведущих авиационных держав мира. Закупались лицензии, и шведская авиапромышленность, под своими обозначениями, налаживала самостоятельное производство самолетов и авиадвигателей, попутно совершенствуя их и накапливая опыт и технологии для отечественных разработок.
Первенцем шведской авиаконструкторской мысли стал учебно-тренировочный самолет О1 «Туммелиса», построенный фирмой FVM в 1919 г., он был принят на вооружение и прослужил до 1935 г., когда его сменили более современные лицензионные английские SK11 ( фирмы «Де Хевиллэнд») и германские самолеты SK12 (Фокке Вульф FW44). В дальнейшем летающей партой стал SK16 (на базе американского АТ16 фирмы «Норт Америкен») и ряд других самолетов. В 1960-х шведы создали полностью отечественный реактивный двухместный УТС SAAB 105 SK60. Перед самой войной фирма SAAB смогла создать одномоторный легкий бомбардировщик В17 и двухмоторный В18.
Прототипом первого шведского истребителя J1 стал «Фоккер» DII, за ним последовали: J2 (Ньюпор» 29С), J3 (Фоккер СВ-D 12), J4 (Хейнкель HD19), J5 и J6 – шведской конструкции, J7 («Бристоль Бульдог» МkII), J8 («Глостер Гладиатор» Мk44), J9 (ЕР-1 фирмы «Рипаблик»), J10 («Венгард», фирмы «Вулти»), J11 (Фиат CR42), J20 (Rе 2000 «Фалько»), истребитель J22 – отечественная разработка завода FFVS в Стокгольме.
Первым полностью отечественным истребителем фирмы SAAB стал J21А, самолет двухбалочной схемы с толкающим винтом. Ему на смену очень быстро пришел его реактивный вариант (с английским реактивным двигателем «Гоблин») – SAAB 21 J21RA. Переделка поршневого самолета в реактивный и без проблем была осуществлена простой ремоторизацией. В СССР аналогичным образом был создан первый реактивный Як-15 на базе поршневого Як-3.
По финансовым и производственным причинам Швеция продолжала и после войны строить по лицензии боевые самолеты – J26 (Р-51 «Мустанг»), J28 (ДХ100 Мk50 «Вампир»), J30 ( DH98 «Москито»), J33 (DH112 «Веном»), а J34 (английский «Хаукер Хантер» Мk4) стал последним иностранным боевым самолетом для шведских ВВС.
В конце 1940-х был создан SAAB 29 – J29 «Туннан» – прямой аналог американского F-86 Сейбр и советских МиГ-15, 17. Следующим стал SAAB 32 – J32 «Лансен», за ним последовал оригинальный SAAB 35 J35 «Дракен» – аналог по классу советского МиГ-21 и французского Mirage III. Примечательно, что Финляндия, закупив для своих ВВС советские МиГ-21 и шведские «Дракены», базировала их на одной базе.
В 1950-е гг. Швеция была готова обзавестись и собственной ядерной бомбой, для чего фирма SAAB проектировала двухдвигательный реактивный бомбардировщик. Его продувочная модель выставлена в музее на специальном стенде.
В середине 1960-х был создан SAAB 37 – J37 «Вигген» (аналоги – советский МиГ-23 и французский Mirage F1). Мощный реактивный двигатель RM8 для него, был сконструирован на базе гражданского (для Боинга 707) американского «Пратт энд Уитни» JT8D. Особенностью всех перечисленных послевоенных реактивных шведских самолетов было то, что на базе одного планера создавались различные модификации – истребитель (Jakt), ударный самолет (Attak), разведывательный (Spanning), УТС (SK) и так далее. По первым буквам этих слов и присваивались обозначения предназначения самолета.
Истребитель 4-го поколения SAAB 39 «Грипен» уже назывался JAS39, то есть стал многоцелевым по способности решения различных задач. В настоящее время эта машина является предметом гордости ВВС Швеции и состоит на вооружении. «Грипены» закуплены для своих ВВС Чехией, Венгрией, ЮАР и Таиландом, и список возможных покупателей открыт. Несколько лет назад была переработана конструкция «Грипена», обновлена его авионика, расширена номенклатура вооружения, и под названием JAS39 Gripen NG (новая генерация) этот самолет участвовал в индийском тендере.
Помимо представленного музея ВВС Швеции, на авиабазах существуют еще несколько, есть и музей ракетной техники, в чем Швеция также преуспела. Особо необходимо отметить то, что это единственная страна, где бережно сохраняются в летном состоянии образцы всех поколений реактивных боевых самолетов и демонстрация их не только на статической стоянке, но и в групповом полете вызывает восторг и уважение публики.

Виктор ДРУШЛЯКОВ,
«Авиапанорама» №3 2012

HKP 3 - Agusta Bell 204B

HKP 3 - Agusta Bell 204B
Изображение 16 из 21

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *