Ракетный спектр «Радуги»

Музей ГосМКБ «Радуга»Этот (2006) год стал для ведущего российского разработчика высокоточных крылатых ракет средней и большой дальности – ГосМКБ «Радуга» – юбилейным вдвойне. В сентябре исполнилось 55 лет с момента выхода постановления Совета Министров СССР о создании в Дубне филиала ОКБ А.И. Микояна, на который возлагалась задача разработки крылатых ракет класса «воздух–поверхность» и «поверхность–поверхность». А 40 лет назад дубненское опытное предприятие обрело самостоятельный статус и стало Машиностроительным конструкторским бюро «Радуга». Сегодня на территории «Радуги» действуют музей истории предприятия и уникальная экспозиция, в которой выставлены практически все натурные образцы разработанных ей крылатых ракет. В Дубне побывал наш корреспондент Евгений Ерохин, который предлагает свой фоторепортаж о ракетах ОАО «ГосМКБ «Радуга», ныне входящего в состав Корпорации «Тактическое ракетное вооружение».

История ОАО «Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» им. А.Я. Березняка» началась в 1951 г. В то время заводу №1, расположенному в подмосковном пос. Иваньково (в настоящее время – г. Дубна) постановлением Совета Министров от 1 сентября 1951 г. было дано задание освоить новую для предприятия тематику «Б» – создание крылатых ракет. Через месяц, 12 октября 1951 г. вышел приказ министра авиационной промышленности, согласно которому на заводе был организован филиал ОКБ-155 главного конструктора А.И. Микояна. В документе говорится:«…возложить на него работы по обеспечению серийного производства, по доводкам и испытаниям, а также дальнейшей модификации беспилотного самолета «КС». Кроме этого, на филиал возлагалось решение вопросов по созданию первых отечественных образцов управляемого ракетного оружия классов «воздух–поверхность», «корабль–корабль» и «поверхность–поверхность», в то время именовавшегося «самолетами-снарядами». Начальником этого конструкторского бюро стал талантливый конструктор Александр Березняк (1912–1974).
Первым проектом предприятия стала доработка и передача в серийное производство реактивного самолета-снаряда КС, разработанного в ОКБ-155.
Александр Березняк организовал четкое взаимодействие конструкторов с производством и серийно-конструкторским отделом дубненского завода, и в результате уже в 1953 г. были завершены государственные испытания и принята на вооружение система «Комета», включавшая самолеты-носители Ту-4К и Ту-16КС с ракетами КС.
Не останавливаясь на достигнутом, коллектив филиала приступил к работам по дальнейшей модернизации КС, в результате которых появились крылатые ракеты берегового и морского базирования КСС и КС-7. А в 1955 г. вышло постановление правительства о начале разработки принципиально новой противокорабельной крылатой ракеты П-15 для оснащения катеров. Этот проект был поручен непосредственно филиалу ОКБ-155. Уже через год конструкторское бюро закончило работы по технической документации и передало ее в производство.
В марте 1957 г. Александр Березняк был назначен главным конструктором филиала. Через семь месяцев, 16 октября, на Черном море состоялся первый пуск П-15 с катера проекта 183Э. В 1960 г. П-15 была принята на вооружение, за что коллектив ее создателей был в следующем году отмечен Ленинской премией. 21 октября 1967 г. в ходе арабо-израильского конфликта с помощью П-15 был потоплен израильский эсминец «Эйлат» – это был первый случай боевого применения самонаводящихся крылатых ракет с жидкостно-реактивным двигателем.
Дальнейшая модернизация комплекса П-15 позволила создать еще несколько моделей. В августе–октябре 1959 г. на ракетных катерах проводились испытания ракеты П-15ТГ с тепловой пассивной головкой самонаведения «Кондор» – первой в СССР тепловой головкой круглосуточного действия. Дальнейшая модернизация комплекса П-15 позволила создать еще несколько моделей. В 1961 г. была разработана ракета П-15У со складным крылом (принята на вооружение в 1965 г.), а с 1972 г. в вооруженные силы стали поставляться ракетные комплексы «Термит», оснащенные ракетой П-15М. Эта модель использовалась и в мобильном комплексе береговой обороны «Рубеж».
В период с 1961 по 1962 гг. филиалом ОКБ-155 завершены разработки двух новых крылатых ракет класса «воздух–поверхность», оснащенных ЖРД, – КСР-2 и КСР-11. На смену им в конце 60-х гг. пришли более совершенные сверхзвуковые КСР-5 и КСР-5П. Эти ракеты с активной (КСР-2, КСР-5) и пассивной (КСР-11, КСР-5П) радиолокационными головками самонаведения в течение долгого времени широко применялись на различных модификациях ракетоносцев дальней и морской ракетоносной авиации Ту-16К.
Одна из лучших разработок конструкторского бюро в начале 60-х гг. – сверхзвуковая жидкостная Х-22, ставшая родоначальницей целого семейства ракет для поражения морских, сухопутных радиолокационно-контрастных, радио-излучающих и площадных целей (Х-22М, Х-22МА, Х-22МП и др.). Ракеты Х-22 входили в состав вооружения самолетов Ту-22К и до настоящего времени состоят на вооружении ракетоносцев-бомбардировщиков дальней и морской авиации Ту-22М3. Как и ракеты серии КСР, они выпускались серийно Дубненским машиностроительным заводом.
В 1963 г. коллектив КБ впервые приступил к созданию ракеты для самолетов фронтовой авиации – противорадиолокационной жидкостной Х-28. С 1971 г. она выпускалась серийно и входила в состав вооружения самолетов Су-24, Су-17М и Су-17М2.
С начала образования филиала в нем велась работа и над авиационными ракетами класса «воздух–поверхность» большой дальности: К-10С (позднее модифицированными К-10СД и К-10СДВ) для вооружения самолетов Ту-16К-10 и Ту-16К-10-26, а с 1956 г. – стратегическими Х-20 и Х-20М для ракетоносцев Ту-95К. Серийное производство К-10 было освоено на авиазаводе в Тбилиси, а Х-20 – в Таганроге. Кроме этого, для опытной отработки различных систем крылатых ракет в ОКБ-155 и на заводе №256 были построены их пилотируемые аналоги: МиГ-9Л («ФК»), «К», СДК-7, СМ-20, СМК и др. В этих работах активное участие принимали и специалисты филиала. Александр Березняк уделял большое внимание испытательным службам. В 60-х гг. были построены главный лабораторно-конструкторский корпус, стенды полунатурного моделирования, закуплено оборудование в лабораторию гидравлических испытаний, введены в строй антенный павильон, лаборатории статических, динамических и тепло-прочностных испытаний.
Ровно 40 лет назад, в 1966 г., филиал ОКБ-155 (ОКБ-2-155) был преобразован в самостоятельную организацию – Машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» во главе с Александром Березняком. В 1968 г. на «Радуге» началась разработка сверхзвуковой твердотопливной противорадиолокационной ракеты Х-58, которая в 1978 г. сменила жидкостную Х-28, будучи проще в эксплуатации. Она поступила на вооружение самолетов МиГ-25БМ, Су-24, Су-24М, Су-17М3 и Су-17М4, выпускалась серийно на Саратовском авиационном заводе и до настоящего времени в различных модификациях состоит на вооружении ударных самолетов фронтовой авиации.
Еще одним проектом КБ в 60-е гг. стала гиперзвуковая противокорабельная крылатая ракета Х-45, предназначенная для уничтожения авианосцев со стратегических высотно-скоростных самолетов серии Т-4, разрабатывавшихся в «ОКБ Сухого».
В 1970 г. коллектив предприятия подключился к разработке аналогов экспериментального пилотируемого орбитального самолета (ЭПОС) в рамках проекта «Спираль». Этот летательный аппарат с 1966 г. проектировался подразделением МКБ «Радуга» под техническим руководством ОКБ А.И. Микояна. Постройкой аналогов ЭПОС занимался Дубненский машиностроительный завод. Несмотря на достаточно успешные испытания, к 1979 г. все работы по теме «Спираль» и ЭПОС были прекращены. Тем не менее, опыт этих исследований не пропал даром и широко использовался при создании универсальной ракетно-космической системы «Энергия–Буран».
В 1971 г., задолго до начала аналогичных работ в США, руководители МКБ «Радуга» обратились в правительство с идеей создания дозвуковых малогабаритных стратегических крылатых ракет, способных совершать полет с огибанием рельефа местности на малой высоте. Но тогда эта программа не нашла должного признания. И лишь в начале 1976 г., когда такое оружие появилось в США, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР МКБ «Радуга» была поручена разработка подобной ракеты.
Конструкторы «Радуги» к середине 1982 г. смогли создать оригинальную ракету Х-55 со складывающимися крылом и оперением, которая была принята на вооружение 31 декабря 1983 г., поступив на оснащение стратегических авиационных комплексов Ту-95МС, а затем и Ту-160. Серийное производство Х-55 было освоено на авиазаводах в Харькове и Кирове (Вятке).
В дальнейшем появились ее различные модификации.
С 1972 по 1982 гг. МКБ «Радуга» работало в составе созданного на базе Дубненского машиностроительного завода (где серийно выпускались все жидкостные ракеты «Радуги») и самого МКБ Дубненского производственно-конструкторского объединения (ДПКО), в котором А.Я. Березняк руководил работой конструкторского бюро в ранге первого заместителя генерального директора – главного конструктора объединения.
В 1973 г. начались разработки ракетных комплексов «Овод» и «Москит».
Твердотопливная ракета Х-59 системы «Овод» с телевизионно-командной системой наведения создавалась на базе противорадиолокационной Х-58 для поражения объектов противника, прикрытых системой ПВО. Государственные испытания продолжались до 1979 г., после чего Х-59 была рекомендована для принятия на вооружение. Ее серийное производство было организовано на Смоленском авиазаводе, ракетой Х-59 оснащались фронтовые бомбардировщики Су-24М. В дальнейшем на основе Х-59 было создано несколько модификаций: модернизированная Х-59М с маршевым турбореактивным двигателем, ныне широко применяемая на различных самолетах фронтовой авиации, и противокорабельная Х-59МК с активной радиолокационной головкой самонаведения.
Сверхзвуковая низковысотная противокорабельная ракета 3М80 «Москит» пришла на смену П-15. Скорость полета этой ракеты на малых высотах превышает скорость звука более чем в два раза. Только за счет своей кинетической энергии она способна переломить вражеский корабль пополам даже без боевой части. Уникальная система наведения надежно работает на предельно малой высоте при скорости полета почти 1 км/с. Корабельный вариант «Москита» был принят на вооружение в 1984 г., его серийное производство освоено на заводе «Прогресс» в Арсеньеве. В варианте 3М80Е ракета широко поставляется на экспорт, а в 1993 г. на «Радуге» спроектировали модификацию «Москита» авиационного базирования.
В 1974 г., после безвременной кончины А.Я. Березняка, главным конструктором ДПКО «Радуга» стал Игорь Селезнев. В этом же году началась разработка гиперзвуковых ракет Х-15 сразу нескольких модификаций и универсального ракетного комплекса «Раструб». В процессе проектирования ракеты Х-15 был применен ряд новых технологий, а также создано новое уникальное оборудование. Впервые в нашей стране на ракете такого класса использовался твердотопливный двигатель. Она была создана в 1980 г. и является частью боекомплекта самолетов дальней и морской ракетоносной авиации Ту-22М3 и Ту-160. Проработаны варианты ее применения и на самолетах фронтовой авиации. Основное назначение Х-15 – поражение целей с известными координатами.
Ее модификациями являются противорадиолокационная и противокорабельная ракеты Х-15П и Х-15С.
Отличительной особенностью уникального ракетного комплекса «Раструб» является его универсальность по целям – он может применяться для поражения как подводных лодок, так и надводных кораблей. В состав комплекса входят крылатые ракеты 85РУ с самонаводящимися противолодочными торпедами УМГТ-1 в качестве боевых частей (ракеты-торпеды). С целью уменьшения длины ракеты боевая часть (торпеда) размещена под корпусом ракеты. В 1984 г. комплекс «Раструб» был принят на вооружение противолодочных надводных кораблей.
Вклад специалистов МКБ «Радуга» в повышение обороноспособности страны был по достоинству оценен правительством. В 1983 г. предприятие было награждено орденом Октябрьской революции.
Одним из важнейших направлений работ предприятия в последние годы является освоение гиперзвуковых скоростей.
Еще в 1973–1978 и в 1980–1985 гг. были разработаны и испытаны несколько опытных образцов для отработки гиперзвуковых двигателей. В начале 90-х гг. конструкторами «Радуги» была разработана гиперзвуковая крылатая ракета нового типа. К сожалению, работа над боевой ракетой была приостановлена в 1992 г., однако для отработки различных решений на ее базе был разработан гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат (ГЭЛА).
Кроме этого, на основе знаменитой Х-22 коллектив МКБ предложил летающую лабораторию «Радуга Д2».
В 1993 г. руководителем МКБ «Радуга» стал Владимир Трусов, возглавлявший до этого одно из важнейших направлений работы конструкторского бюро.
За 55 лет своего существования конструкторами из Дубны разработано более 40 образцов ракетной техники различного назначения, из которых шесть отмечены Ленинской премией, 12 – Государственной. Только за последние пять лет (2001–2006 гг.) разработаны и сданы на вооружение пять комплексов высокоточного оружия для ВВС и ВМФ России. Основу всех разработок составляют высокоточные ракеты класса «воздух–поверхность» для самолетов Дальней и фронтовой авиации, а также высокоточные ракеты для боевых кораблей.
В рамках государственной программы развития оборонно-промышленного комплекса России и в соответствии с Указом Президента РФ от 9 мая 2004 г., ФГУП «ГосМКБ «Радуга» преобразовано в открытое акционерное общество и стало полноправным членом ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».

Экспозиция музея

Экспозиция музея
Изображение 9 из 17

Материал подготовлен на основе исторической справки об ОАО «ГосМКБ «Радуга», опубликованной на официальном сайте корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (www.ktrv.ru). Редакция выражает благодарность зам. генерального директора ОАО «ГосМКБ «Радуга» В.А. Ларионову и ведущему конструктору А.П. Мальневу за содействие в подготовке репортажа.

Евгений ЕРОХИН
Фото автора

«Взлет» 12.2006

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *