Центральный музей ВВС РФ (Монино)

Т-4 в МониноМузей ВВС — крупнейший авиационный музей России, основу коллекции которого составляют настоящие летательные аппараты, авиационные двигатели, авиационное вооружение. В экспозиции музея показаны достижения и приоритет отечественной авиационной науки и техники. Коллекция самолетов позволяет проследить развитие авиации от первых самолетов до авиационных комплексов сегодняшнего дня. Авиационные специалисты считают Музей ВВС крупнейшим авиационным музеем мира, а его коллекцию — фантастической.

В 1958 г. в подмосковном военном городке Монино, после закрытия аэродрома, по инициативе начальника Военно-воздушной академии маршала авиации С.А.Красовского, был издан приказ о создании внештатной группы специалистов, на которую возлагалось выполнение ремонтных работ помещений бывших мастерских, с целью дальнейшего использования их для размещения экспозиций музея – выставки. Ответственным за проведение этих работ был назначен генерал-майор авиации в отставке Михаил Васильевич Шишкин, человек, беззаветно преданный авиации, известный военный летчик, участник нескольких войн.
Основное здание, которое передавалось музею ВВС, имело общую площадь 2700 м2. Это был теплый ангар с прилегающими к нему помещениями, построенными в 1935 г., полностью (включая перекрытия) деревянный, находящийся к тому времени в полуразрушенном состоянии. Этому ангару в дальнейшем предстояло стать основным экспозиционным залом музея. В впоследствии в нем разместились самолеты Великой Отечественной войны. Музею отводились и два не отапливаемых ангара общей площадью 4500 м2.
28 ноября 1958 г. был издан приказ № 209 Главнокомандующего Военно-воздушными силами главного маршала авиации К.А.Вершинина. «О создании Музея-выставки авиационной техники ВВС при Краснознаменной Военно-воздушной академии», с которого и началась история музея Военно-воздушных сил. Приказ гласил: «Военно-учебные заведения, научно-исследовательские институты, ремонтные предприятия, полигоны строевых частей и соединений ВВС и многие советские учреждения имеют значительное количество авиационной техники, документов, реликвий и различных экспонатов по истории развития авиации, которые со временем приходят в негодность или утрачиваются. В настоящее время назрела острая необходимость собрать в одном месте все сохранившиеся образцы самолетов, двигателей, вооружения, специального оборудования, средств обеспечения полетов, а также документы и реликвийные материалы по истории развития и боевого применения авиации».
На основании приказа был составлен и утвержден разработанный в Военно-воздушной академии поначалу весьма скромный штат музея в составе: начальника, его заместителя, одного экскурсовода, трех научных сотрудников и трех смотрителей залов. Было выпущено Положение о новом музее-выставке, где указывалось, что музей-выставка находится в ведении начальника академии, является подразделением академии на правах самостоятельной научно-исследовательской лаборатории с финансированием за счет средств, отпускаемых академии на научную и научно-исследовательскую работу.
Большие трудности при организации музея Военно-воздушных сил были связаны с поиском музейных предметов. Был издан специальный приказ главнокомандующего ВВС, который обязывал всех командиров воинских частей и подразделений ВВС передать в создаваемый при академии музей все виды устаревших образцов авиационной техники и в первую очередь самолетов.
В Монинских ремонтных мастерских в это время находился на ремонте дальний бомбардировщик Ту-4. После закрытия мастерских Ту-4 стал одним из первых экспонатов музея ВВС. И уже в 1958 г. музей ВВС получил и зарегистрировал 26 единиц хранения, из них:

  • 5 самолетов (Ту-4, Ла-11, По-2 , Як-18, Ла-15);
  • планер;
  • 20 пулеметов и пушек.

К августу 1959 г. вся полученная авиационная техника была полностью подготовлена к экспонированию. Было получено и размещено в экспозиции значительное количество подлинных исторических материалов и документов. Музей уже располагал некоторыми образцами авиационного вооружения, специального оборудования и авиационных двигателей.
Первые руководители музея К.П.Данилин и М.В.Шишкин развернули активную работу по поиску новых экспонатов. Установили связи с ЦАГИ, ЛИИ, Центральным домом авиации и космонавтики (ЦДА и К) им. М.В.Фрунзе и в 1959-1960 гг. из ЦДА и К получили самолеты Ла-7, «Вуазен», «Сопвич» и несколько двигателей. За это же время были получены самолеты Ил-10, Ил-12, Ту-2, МиГ-9, АНТ-2, гондола стратостата «СССР-1».
В начале февраля 1960 г. начальником академии маршалом авиации С.А.Красовским был подписан приказ № 169, в котором объявлялось об открытии музея-выставки авиационной техники ВВС. 23 февраля 1960 г. музей ВВС был открыт для посетителей. Первым экскурсоводом в музее ВВС был В.П.Зайцев. Музей начинал свою работу, имея 586 единиц хранения, из них 13 самолетов. В 1960 году было проведено 116 экскурсий, музей посетило 9585 человек.
В феврале 1961 г. начальником музея стал генерал-майор в отставке Алексей Иванович Щербаков, который проделал большую работу по дальнейшему развитию музея ВВС и комплектованию его новыми экспонатами.
К началу 1970-х годов музей приобрел широкую популярность. В нём уже насчитывалось 35 единиц натурных летательных аппаратов.
В 1971 г. музей-выставка авиационной техники ВВС получила наименование Музея Военно-Воздушных Сил СССР (Директива Генерального штаба Вооруженных сил СССР № 314/8/0504 от 30 января 1971 г.).
Особый расцвет музея ВВС начался с 1972 года, когда начальником его был назначен генерал-лейтенант в отставке Сергей Яковлевич Федоров, заместителем – полковник в отставке В.К.Тихоненко.
К своему 20-летнему юбилею (28 ноября 1978 г.) музей имел более восьмидесяти натурных образцов авиационной техники, в его стенах побывало более миллиона посетителей. Пополнился музей и воссозданными на киностудиях самолётами «Фарман-4» и «Илья Муромец». В результате поисковой работы, восстановления найденных самолётов в ОКБ и музейных мастерских, коллекция музея непрерывно пополнялась самолётами и вертолётами, уникальными образцами двигателей, оборудования и вооружения самолётов, личными вещами знаменитых авиаторов.
13 марта 1990 г. начальником Военно-воздушной академии издан приказ № 113 «Об организации платных услуг и экскурсионного обслуживания в музее Военно-воздушных сил», согласно Приказа МО СССР № 10 от 10.01.1990 г. «О переводе культурно-просветительных организаций СА и ВМФ на новые условия хозяйствования». С 1 апреля 1990 г. музей ВВС начал работу в новых условиях хозяйствования.
8 июня 2000 г. вышло распоряжение правительства Российской Федерации «О создании в поселке Монино Щелковского района Московской области Федерального государственного учреждения – Центрального музея Военно-Воздушных Сил на базе находящейся в Федеральной собственности коллекции Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина». На основании данного распоряжения 4 августа 2000 г. вышел приказ Министра обороны РФ «О Федеральном государственном учреждении – Центральном музее Военно-Воздушных Сил». Музей перешел на отдельный штат и самостоятельную финансово-экономическую деятельность. Сотрудники ранее существующих отделов были зачислены в штат музея.
С 2004 года на базе музея и академии стали проводиться авиашоу. Так 13-15 августа 2004 г. впервые в Монино на базе ЦМ ВВС была открыта военно-историческая выставка «Асы II Мировой войны». Для участия в выставке прилетели зарубежные гости из Германии, Бельгии, Австрии, Чехии. Для проведения выставки был подготовлен Полевой аэродром иап с грунтовой ВПП 1500×50 м, командный пункт, автопарк, склад ГСМ и боеприпасов, столовая, медпункт, госпиталь и другие объекты. В дни проведения выставки авиационные пилотажные группы России «Русские витязи» на самолетах Су-27, «Стрижи» на МиГ-29 и «Русь» на L-39, а также итальянская пилотажная группа Frecce Tricolori («Трёхцветные стрелы») продемонстрировали посетителям искусство высшего группового пилотажа.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2006 г. № 516-р музей получил статус Федерального государственного учреждения культуры и искусства «Центральный музей Военно-воздушных сил» Министерства обороны Российской Федерации.
Собранная богатейшая коллекция авиационной техники находится на открытой стоянке, в залах и ангарах. Здесь представлены уникальные экспонаты, начиная с 1909 г. выпуска, летательные аппараты Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн, боевые машины послевоенного периода, образцы современной военной и гражданской авиационной техники, разработанные в ОКБ Туполева, Яковлева, Сухого, Микояна, Ильюшина, Антонова, Миля, Камова и других авиационных конструкторов и конструкторских коллективов; образцы экспериментальных, воздухоплавательных, учебных, спортивных и беспилотных летательных аппаратов.
Усилиями сотрудников отдела научно-фондовой работы под руководством главного хранителя музея Л.С.Костиной коллекции музея ежегодно пополняются новыми экспонатами и сохраняются в хорошем состоянии.
В настоящее время фонд музея располагает уникальной коллекцией, насчитывающей более 49 760 экспонатов, в том числе:

  • 195 летательных аппаратов (самолетов, вертолетов, планеров и др.);
  • 318 моделей летательных аппаратов;
  • 134 образца авиационных двигателей;
  • 2547 экземпляров авиационного вооружения;
  • 1689 единиц вещевого фонда;
  • 5060 единиц документального фонда;
  • 1212 единиц различного авиационного оборудования;
  • 11700 единиц кино– и фотонегафонда;
  • 8215 единиц знаков отличия;
  • библиотечный фонд составляет более 9 тыс. экземпляров авиационной, документальной и военно-исторической литературы.

В музее представлена значительная коллекция скульптуры и произведений живописи, портретов выдающихся авиационных начальников и прославленных авиаторов, авторских картин и панно, отражающих жизнь и деятельность Военно-воздушных сил.
В экспозиции музея имеются уникальные экспонаты, существующие в единичных и даже в единственных экземплярах, такие как «Илья Муромец», АНТ-2, АНТ-25, Ил-2, ДБ-3, СБ, Ла-7 (самолет трижды Героя Советского Союза И.Н.Кожедуба), М-50, Т-4 (100), Ту-144, МиГ-29, вертолеты В-12, Як-24 и многие другие.
Более 500 мировых авиационных рекордов установлены на самолётах и вертолётах, имеющихся в музее (Ан-24 – 71; Бе-12 – 42; Ан-22 – 41; Су-27 – 40; МиГ-25 – 35 и на других).
В музее 78 уникальных экспонатов получили сертификат памятников науки и техники Российской Федерации:

  • летательных аппаратов – 44;
  • авиационных двигателей – 22;
  • авиационного оборудования – 6;
  • стрелково-пушечного вооружения – 6.

В музее открыты и представлены для обозрения следующие экспозиции:

  1. Зарождение и развитие воздухоплавания и авиации в России (зал №1 основного здания, 1-й этаж, площадь – 340 м2).
  2. ВВС в годы мирного строительства (зал №3 основного здания, 1-й этаж, площадь – 350 м2).
  3. Самолеты Великой отечественной войны (зал-ангар № 6а, площадь – 1400 м2).
  4. Уникальные летательные аппараты (ангар № 8, площадь – 2657 м2).
  5. Авиационная техника послевоенного периода (открытая стоянка, площадь – 17 500 м2).

Адрес: 141170, Московская область, п.Монино, Музей ВВС

Телефон: (495) 747-3928, 584-2180, 526-3327

Web сайт: http://www.monino.ru/
www.museum.ru/M487
50-летие Центрального музея ВВС РФ

Бе-30

Бе-30
Изображение 10 из 10

Бе-30 ОКБ Г.М.Бериева

4 Комментариев

  1. Не можем до Вас дозвониться. Можно ли посетить музей на 09.05.2013. Какова стоимость?

  2. Все таки вопрос о «перетаскивании» Монинского музея в «Парк Патриот» на Кубинку продолжает решаться. По сведениям из достоверных источников, в этом году планируется строительство 9в Кубинских болотах) площадки под ЦМ ВВС и передислокация музея. Срок окончания — сентябрь 2016 года. (откуда деньги?)
    Переезд планируется путем «распила» экспонатов, с последующей сборкой, сваркой, клепкой и т.д. на 121 АРЗ в Кубинка Старый городок. 121 АРЗ занимался ремонтом самолетов МиГ, и мне интересно, каким образом, например, распиленную «Сотку» (Т-4), сделанную из титана и нержавейки сварят обратно.
    Под прикрытием лозунга «Патриотизм», цена за который выросла (судя по изменению цен в Танковый музей за последние полтора года) в ЧЕТЫРЕ раза. ЦМ БТВТ уже перестал быть юридическим лицом, не смотря га требования 54-ФЗ от 25.05.1996 г. и приказа МО РФ № 343 от 11.09.1997 г., музейных экспонатов в танковом музее, как бы не существует, есть только особо ценное движимое имущество, которое и двигают кто хочет, куда хочет и как хочет, не имея понятия о том что такое музей, что такое уникальные вещи, что такое реставрация, что такое патриотическое воспитание. Нужны только «бабки». Все объекты «Парка Патриот» будут расположены, да уже расположены на Кубинке в 50-60 км. от Москва, а «головной офис» с кучей не понятных, для государственного не коммерческого учреждения, размещаются в Москве (???)
    Наболело много, извините, Александр

  3. Монино, Музей ВВС, Академия им. Ю.А.Гагарина — наша история. Ничего забирать и перевозить не надо. Необходимо поддерживать и вкладывать новые средства, вести поисковую работу. Надо помнить, что авиация в СССР, как и вся промышленность создавалась на костях наших дедов и прадедов. Обидно, что пришедшие к власти умеют красиво говорить, рассчитывая на новый недоученный электорат,которому вся наша история почти безразлична, принимают решения выгодные с коммерческой точки зрения для отдельных групп бизнесменов — это всё походит на слом памятников на Украине. Для нашего общества подходит бережное отношение к истории нашего Отечества, на которой обязаны воспитываться наши дети. Деньги стали главной и основной целью. С собой всё равно не унесут, но нагадить успеют. Виталий.

  4. Посетил сегодня с семьей музей ВВС в Монино. Мои впечатления.
    1. Ехал из области по навигатору. Навигатор что-то пробурчал про поворот на право на Городское поселение Монино, и я его успешно пролетел на скорости 80 км/ч, о чем мне было сообщено навигатором. Никаких знаков и табличек. пришлось метров 150 сдавать задним ходом. По магистрали. Жесть еще та..
    2. После поворота с шоссе до музея добрались без приключений. Дорога хорошая, искать не пришлось.
    3. Первая половина музея — без нареканий.
    4. Экспозиция на летном поле :
    Самый жирный минус- : Это не то что это свалка брошенных и убитых временем самолетов.
    Это то, что они стоят без названий.
    Господа музейщики!!! Сделайте на корпусах этих красавцев их имена! Пусть они ржавые и облезлые, Но подпишите их!! А по их именам воздастся им и их заслугам!
    5. На летном поле над скамейками не помешало бы сделать зонтики-навесики. Ну и урночки для мусора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *