Музей авиации и космонавтики, расположенный в пригороде Парижа Ле Бурже, является старейшим авиационным музеем в мире. В 1919 году Альбер Како, начальник технической авиа-службы предлагает министру обороны создать музей аэронавтики. Получив согласие, он собирает первые экземпляры для нового музея, который открывается в том же году в Исси-ле-Мулино под названием Conservatoire de l’Aéronautique.
В 1921 году музей переезжает в Шале-Медон, сменив название на Musée de l’Air.
В 1974 году Париж открывает новый аэропорт — аэропорт Шарля де Голля. В следующем же году Музей Авиации и Космонавтики занимает помещение бывшего аэропорта Ле Бурже.
Получив новые помещения, музей активно расширяет свою коллекцию, открывая новые залы:
- в 1987 году открывается зал, посвящённый периоду от зарождения авиации до первой мировой войны;
- в 1995 году — зал воздушных шаров и дирижаблей;
- в 1996 году открылся павильон, посвящённый Конкорду, где выставляется прототип этого сверхзвукового самолёта. В 2003 году к нему присоединяется Concorde Sierra Delta — единственный не пассажирский вариант Конкорда;
- в 2003 году в музее выставляется Боинг 747 — посетители могут пройти во все отделения самолёта, включая двигатели;
- в 2006 году открывается павильон, посвящённый летательным аппаратам второй мировой войны;
- в 2007 году — новый павильон, посвящённый вертолётам;
В первой половине 2008 года музей Авиации и Космонавтики участвует в проводимом французским министерством культуры эксперименте, тестировавшем бесплатный вход в некоторые музеи. Отсутствие платы за вход в музей увеличило количество посетителей на 40 %, в результате чего руководство музея приняло совместное с министерством культуры решение о бесплатности музея с 2009 года.
Коллекции музея включает около двадцати тысяч экспонатов, в том числе более 180 самолетов и других летательных аппаратов, которые рассказывают об истории полета человека в небо и космос.
Музей в Ле Бурже включает в себя четыре огромных павильона. Павильон А посвящен периоду до 1939 г. Среди экспонатов можно увидеть такие знаменитые самолеты, как «Потэ 53», «Кодрон» С 714 Р, «Ньюпор 29», «Юнкерс» Ф 13, «Девуатин 530», Бреге «Супер Бидон» фирмы «Бреге» и «Фарман» Ф-60 «Голиаф», с которого в 1919 году начались регулярные полеты из Парижа в Лондон, один из первых в мире автожиров С30 конструктора Хуана де ла Серва. В павильоне демонстрируются авиационные двигатели и диорамы сражений в Первой мировой войне.
Экспозиция павильона В целиком посвящена Второй мировой войне. Здесь находятся боевые самолеты, получившие в те годы широкую известность: истребители «Солнье 230» и «Солнье 406» фирмы «Моран», «Девуатин 520», Р-51 «Мустанг», Р-47D «Тандерболт», «Спитфайр» Мк IХ, И-153 «Чайка», Як-3, Ме-109, Fw.190, Не.111, Не.162А, Fi.156 «Шторх» и другие.
Экспозиция павильонов С и D, охватывает послевоенный период и отражает зарождение реактивной авиации. Здесь находятся как экспериментальные, так и серийные реактивные самолеты. Большой интерес представляют подлинные образцы первых реактивных машин Франции – самолеты S.O.6000 «Тритон», «Ледюк 010» и «Ледюк 022», S.O.9000 «Тридан I 01». Вертикально взлетающий аппарат – стенд «Волан» на базе турбореактивного двигателя «Атар», экспериментальные вертолеты SNCASO 1110 «Ариэль III», 1220 «Джинн» и серийный «Алуэтт».
В музее можно увидеть прототипы бомбардировщика «Мистэр» IVА и истребителя «Мираж» III, а также СВВП «Мираж» III-V. Особый интерес представляет многоцелевой опытный истребитель с изменяемой геометрией крыла «Мираж» G8, наглядно иллюстрирующий технологический уровень французской авиационной промышленности на рубеже 1960-1970 гг.
В последние годы музей пополнился самолетами, составлявшими в недалеком прошлом основу воздушной мощи Франции, – истребителями «Мираж» IIIE, «Мираж» 2000 и бомбардировщиком «Мираж» IV. Недавнее поступление – двухдвигательный истребитель «Мираж» 4000, который так и не стал конкурентом F-15 и Су-27.
Музей постоянно пополняется образцами военной техники других стран: шведский истребитель J35 «Дракэн», американские истребители F-104, F-105, англо-французский СПС «Конкорд» также стали экспонатами музея.
В музее можно увидеть как опытный Concorde 001, поднявшийся в небо 2 марта 1969 года, так и серийный N°213 F-BTSD, восстановлением которого занимаются британская группа «Спасём Конкорд» (Save Concorde Group, SCG) и французская группа «Олимпус 593».
Адрес: Aéroport du Bourget, 93300 Le Bourget
Телефон: +33 (1) 4992 7138
Сайт: http://www.museeairespace.fr/