Начало ноября этого года ознаменовалось для любителей авиации радостным событием: на территории Свято-Троицкой обители (п.Саракташ Оренбургской области) в качестве памятника установлен самолет Ту-134А-3 (бывший RA-65054), до января 2012 года эксплуатирующийся в авиакомпании «Оренбургские авиалинии» (Оренэйр). Надо сказать, на данный момент в области не было подобного памятника, большого, настоящего пассажирского самолета. Все это стало возможным благодаря инициативе настоятеля обители Николая Стремского при поддержке авиакомпании «Оренбургские авиалинии» (Оренэйр) , которая предоставила самолет и оказала помощь в транспортировке / сборке. Низкий поклон отцу Николаю и руководству авиакомпании, а самолету долгой и счастливой жизни на земле.
Самолет был аккуратно разобран в аэропорту (сняты отъёмные части крыла, киль со стабилизатором), и перевозился на автомобильных платформах раздельно: фюзеляж, крылья и киль.
Помощник настоятеля Свято-Троицкой Симеоновой обители милосердия Александр Тецков рассказывает:
– Ту-134 мы перевозили пятью рейсами. Фюзеляж (самая большая часть самолёта) длиной более 30 метров пришлось транспортировать отдельно от всего остального. Махина заняла всю проезжую часть. Чтобы мы смогли преодолеть 80 километров от ОАО «Оренбургские авиалинии» до посёлка, нас сопровождали сотрудники ГИБДД. Слава богу, всё обошлось благополучно. Собирали самолёт и ставили на постамент с помощью трёх подъёмных кранов. Очень помогла бригада авиатехников под руководством Валерия Одуденко.
Начинка самолёта полностью сохранена. Со временем приобретём трап с дополнительными приспособлениями безопасности.
Согласно проекту, здесь поставят карусели, лестницы и безалкогольное кафе. И самое главное – предоставят возможность совершить экскурсию по настоящему большому самолёту.
Этот Ту-134 был в эксплуатации с 24 марта 1977 года. При СССР летал Калининградском авиаотряде. После распада СССР — в «Калининград-авиа». С ноября 2005 года до января 2012 года- в Оренбургских авиалиниях. За 35 лет эксплуатации самолет выработал около 70% своего ресурса. С приходом импортной техники эксплуатация Ту-134 стала экономически невыгодной, и самолет списали.