Музей ОКБ А.Н.Туполева

Музей ОКБ А.Н.ТуполеваИстория музея уходит своими корнями в 60-е годы прошлого века. Еще при жизни Андрея Николаевича Туполева началась работа по организации музея ОКБ. Первоначально речь шла о создании сравнительно небольшого Музея трудовой славы. Постепенно, с ростом количества собранных материалов, речь стала идти о создании полноценного музея, в котором была бы отражена многогранная история старейшего авиационного предприятия страны, возглавляемого долгие годы А.Н.Туполевым. У истоков создания музея стояли непосредственно А.Н.Туполев, его заместитель А.И.Кандалов и директор музея С.Д.Агавелян (в годы Второй мировой войны — главный инженер авиационного истребительного полка «Нормандия-Неман»). В 1972 г. в соответствии с приказом, подписанным Министром Авиационной промышленности, музей получил статус национального, как филиал Научно-мемориального музея Н.Е.Жуковского. Музей и его фонды разместились в бывшем здании КОСОС в помещениях, где ранее располагались кабинет А.Н.Туполева, его комната отдыха и зал заседаний. В конце 90-х годов XX века руководством предприятия было принято решение о временном прекращении деятельности музея и переводе его фондов в основное здание предприятия.
По прошествии десяти лет было решено восстановить экспозицию из сохранившихся предметов и артефактов в помещении основного здания предприятия. Эта большая работа была выполнена, и восстановленный Музей ОКБ А.Н.Туполева был открыт 10 ноября 2008 года — в 120-ю годовщину со Дня рождения Андрея Николаевича Туполева.
ОКБ А.Н.Туполева ведет свою историю с момента образования ЦАГИ (первое декабря 1918 года), в котором был сформирован Авиационный отдел во главе с А.Н.Туполевым. В дальнейшем официальной датой образования ОКБ, по предложению А.Н.Туполева, было принято 22 декабря 1922 года — одна из дат начала работы Комиссии по цельнометаллическому самолетостроению. За 90-летний период деятельности в стенах ОКБ было подготовлено около 300 проектов летательных аппаратов различного назначения, аэросаней и торпедных катеров — многие из которых были реализованы в опытных и серийных образцах.
На основе сохраненной богатейшей коллекции артефактов (модели, подлинные личные вещи, фотографии и т. д.) развернута многогранная экспозиция Музея, отражающая 90-летнюю историю ОКБ А.Н.Туполева.
Музей ОКБ А.Н.Туполева разместился в помещениях основного здания ОАО «Туполев» на ул.Набережная Академика Туполева, д.17. В дальнейшем предполагается расширение площадей музея со значительным расширением экспозиции.
Пройдя через центральный стеклянный вход, вы попадаете в холл музея, где установлен мраморный бюст А.Н.Туполева работы Г.М.Тоидзе, а также один из последних прижизненных фотопортретов А.Н.Туполева.
В холле представлены крупномасштабные модели пассажирских самолетов Ту-204СМ, Ту-154М и Ту-334, модели основных боевых самолетов Дальней авиации России — стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160, стратегического ракетоносца Ту-95МС и дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3, а также модель самолета Ту-244 — проекта сверхзвукового пассажирского самолета второго поколения (СПС-2).
У окна выставлены модели Ту-134, Ту-154 и первого в СССР пассажирского самолета с герметичным корпусом Ту-70.
В холле на оригинальной подставке установлена модель рекордного самолета АНТ-25, на котором экипаж В.П.Чкалова в 1937 году выполнил перелет через Северный полюс в США.
На боковой наружной стене музея установлено панно, на котором в виде полумоделей представлены практически все основные этапные самолеты ОКБ.
Под панно установлен макет территории ОКБ согласно плану расширения его производственных площадей, принятому в 1986 году.
Через холл посетители музея попадают непосредственно в залы помещения музея.
Его первый зал посвящен истории ОКБ. В зале представлено более 150 моделей различных типов летательных аппаратов, аэросаней и торпедных катеров, над проектами которых работало ОКБ, начиная с начала 20-х годов XX века по настоящее время, а также предметы вооружения и оборудования. Условно экспозиция первого зала разбита на четырнадцать экспозиционных зон.
Первая экспозиционная зона охватывает деятельность ОКБ за период с момента образования предприятия (1918-1922 гг.) до начала тридцатых годов и в основном посвящена освоению теории и практики цельнометаллического самолетостроения из легких алюминиевых сплавов.
Посетители могут ознакомиться с моделями первых самолетов ОКБ, созданных в начале 20-х годов, а также с линейкой тяжелых самолетов-монопланов с гофрированной обшивкой. Это, прежде всего, первый самолет ОКБ — авиетка АНТ-1, первый отечественный цельнометаллический пассажирский самолет АНТ-2 (рядом с моделью лежат подлинные летные очки Н.И.Петрова — летчика, впервые поднявшего АНТ-2 в воздух). Рядом лежит отливка отечественного аналога немецкого дюралюминия — советский «кольчугалюминий». Здесь же представлены модели серийных аэросаней AHT-IV, AHT-V. Экспозиция продолжается линейкой тяжелых многомоторных цельнометаллических самолетов-бомбардировщиков АНТ-4 (ТБ-1), АНТ-б (ТБ-3) и уникальной моделью двенадцатидвигательного бомбардировщика-гиганта АНТ-26 (ТБ-6), моделью всемирно известного агитационного самолета-гиганта АНТ-20 «Максим Горький», а также серийного самолета-разведчика АНТ-7 (Р-б) — уменьшенного варианта ТБ-1 — и полярной версии грузового варианта ТБ-1 — самолета Г-1. Модельный ряд самолетов дополнен набором панно с фотографиями создателей самолетов, авиационной литературой того периода, непосредственно связанной с тематикой данного периода. Представляет интерес подлинный летный шлем двадцатых-тридцатых годов, находившийся в тот период на снабжении ВВС РККА.
Вторая экспозиционная зона охватывает период с начала тридцатых годов до конца 1937 года (до момента ареста А.Н.Туполева и его коллег) и посвящена созданию самолетов скоростной авиации.
Экспозиция открывается моделями дальнего рекордного самолета АНТ-25 («РД»). Самолет представлен двумя вариантами: первым — с безредукторным двигателем — и вторым — АНТ-25 («РД»), выполнявшим рекордные перелеты через Северный полюс. На стенах весят портреты В.П.Чкалова и М.М.Громова — летчиков-испытателей, командиров экипажей, выполнявших эти перелеты.
Экспозицию продолжают модели скоростных самолетов-монопланов: опытного многоместного истребителя АНТ-21 (МИ-3); массового скоростного фронтового бомбардировщика АНТ-40 (СБ) — всего выпущено около 7000 самолетов в различных модификациях — самолеты применялись в военных конфликтах второй половины тридцатых годов и до 1943 года в первой линии ВВС РККА; опытного истребителя сопровождения АНТ-46 (ДИ-8) и опытного самолета-торпедоносца АНТ-41 (Т-1). От самолетов предыдущего периода их отличали улучшенные аэродинамические формы, более совершенные и более мощные двигатели, применение гладкой обшивки фюзеляжа и крыла, убирающиеся шасси, закрытые кабины экипажа и т.д. Представлена модель тяжелого серийного четырехмоторного бомбардировщика АНТ-42 (ТБ-7, Пе-8), совершавшего налеты на территорию нацистской Германии и ее союзников. Рядом с ТБ-7 размещена модель пассажирского четырехмоторного самолета АНТ-53, проект которого был подготовлен на основе конструктивных элементов ТБ-7. Самолет был близок по своим ЛТХ к одному из лучших массовых бомбардировщиков союзников в годы войны — самолету В-17. Работы по тяжелым летающим гидросамолетам — летающим лодкам — представлены моделями опытных летающих лодок: АНТ-22 (МК-1), выполненной по оригинальной схеме «катамарана»; наиболее удачной туполевской летающей лодкой — четырехмоторным гидросамолетом АНТ-44 (МТБ-2). Здесь же представлена модель бомбардировочного варианта американской летающей лодки Мартин-15б (наше обозначение проекта МТБ-3), закупкой которой в США занимался А.Н.Туполев, командирская «буденовка» летного состава ВВС РККА тридцатых годов, а также модель оригинального проекта истребителя «370», в работе над которым перед войной участвовал будущий главный конструктор самолета Ту-134 Л.Л.Селяков. Представлены фотографии руководителей проектов, начальников бригад ОКБ А.Н.Туполева — А.А.Архангельского, В.М.Петлякова, В.М.Мясищева, П.О.Сухого и др.
Третья экспозиционная зона охватывает период с конца 1937 года (с момента ареста А.Н.Туполева и ближайших к А.Н.Туполеву сотрудников) до момента окончания Второй мировой войны, и посвящена она созданию одного из лучших фронтовых бомбардировщиков того периода — самолета Ту-2. Представлены модели переходного проекта от самолета «57» к «58» (103) — первого прототипа Ту-2. Представлены копии документов по аресту А.Н.Туполева, по созданию ОТБ НКВД (ЦКБ-29); модели серийного Ту-2, опытного самолета «62» (Ту-2Д) с фрагментами из пластилина, нанесенного руками А.Н.Туполева, скоростного фронтового бомбардировщика «68» (Ту-10), строившегося в небольшой серии; авиационный пулемет ШКАС, бюст летчика-испытателя М.П.Васякина, первым поднявшего в воздух прототип серийного Ту-2 (самолет «60», 103В), и другие экспонаты, освещающие деятельность ОКБ в годы войны. Выставлены фотографии выдающегося многогранного ученого в области авиационной техники A.M.Черемухина, академика А.И.Некрасова и одного из ведущих авиационных специалистов страны — А.И.Путилова, внесших наряду с другими членами туполевской команды большой вклад в создание Ту-2.
Четвертая экспозиционная зона посвящена эпопее создания дальнего бомбардировщика Ту-4 — первого отечественного носителя ядерного оружия, копии-аналога американского В-29 «Суперфортресс». В экспозиции представлены материалы исследований системы пушечного вооружения В-29, бомбовой замок с В-29, модель туполевского проекта «64», предворявшего работы в ОКБ по Ту-4, модель самолета-снаряда КС-1 для самолета-ракетоносца Ту-4К (Ту-4КС), модель опытного пассажирского варианта Ту-4 — Ту-70 и военно-транспортная модификация Ту-4 -Ту-75, а также чехол с кресла самолета Ту-70, подготовленный под руководством супруги А.Н.Туполева — Юлии Николаевны Туполевой.
Пятая экспозиционная зона посвящена созданию стратегического авиационного носителя Ту-95. В данной экспозиции представлены модели опытного переходного от Ту-4 самолета «80», опытного стратегического бомбардировщика Ту-85, на котором удалось получить дальность полета, превышающую 12000 км, а также его транспортного варианта.
Выставлена уникальная модель первого прототипа Ту-95 — опытного самолета Ту-95/1 с двигателями 2ТВ-2Ф, опытного высотного бомбардировщика Ту-96, модель одного из проектов Ту-95 с ТРД — самолет «99». Представлены модели самолета-ракетоносца Ту-95МС, самолета-ретранслятора Ту-142МР из обширного семейства самолетов Ту-95/142. Здесь же выставлены модели ракет разработки КБ «Радуга» (Х-20М, К-10С, Х-22, КСР-2, КСР-5), а также авиационные пушки типа АМ-23 и Р-23 (самолетов Ту-16, Ту-95, Ту-22). Выставлены фотографии летчика-испытателя, Героя Советского Союза А.Д.Перелета, погибшего при испытаниях первого Ту-95/1, главного конструктора, руководителя работ по Ту-95 Н.И.Базенкова и руководителя работ по созданию систем вооружения самолетов «Ту» А.В.Надашкевича.
Шестая экспозиционная зона отражает деятельность ОКБ по созданию первых боевых самолетов с ТРД. Представлены модели самолетов Ту-14, «76», «84». Модель первого отечественного тяжелого самолета со стреловидным крылом — опытного Ту-82, открывшего дорогу Ту-16. Всемирно известный дальний реактивный бомбардировщик Ту-16 представлен его первым бомбардировочным вариантом. Самолет стал шедевром дозвуковой реактивной бомбардировочной авиации и служил в ВВС страны до начала 90-х годов. Посетители музея могут ознакомиться с моделью уникального опытного тактического самолета Ту-91, изначально создававшегося для проекта одного из первых послевоенных советских авианосцев. Самолет представлен двумя моделями: моделью опытного самолета и моделью серийного самолета в варианте ПЛО. В экспозиции представлено одно из первых катапультных кресел разработки ОКБ — кресло штурмана самолета Ту-14.
Седьмая экспозиционная зона посвящена созданию семейства сверхзвуковых дальних бомбардировщиков Ту-22 и Ту-22М. Представлены модели предпроектов по теме «105» (Ту-22) — опытный самолет «105», выполненный без правила площадей; опытный самолет «105А», потерянный в авиационной катастрофе; серийные Ту-22Р и Ту-22КД. Варианты самолета Ту-22, рассчитанные на скорости М=2, — проекты «106» и «106А». Первый предложенный ОКБ проект по теме Ту-22М — самолет «145», повторявший в общих чертах компоновочные решения Ту-22. Первый летавший вариант Ту-22М — самолет Ту-22М0 и последний серийный вариант — бомбардировщик-ракетоносец Ту-22МЗ. Здесь же выставлены модели низковысотных бомбардировщиков проектов Ту-124/132, глубокая модификация Ту-22М — самолет «45М», а также модели дальних самолетов-бомбардировщиков проекта Ту-125, рассчитанные для полетов на скорости М=2,5-3,0.
Восьмая экспозиционная зона посвящена сверхзвуковым дальним самолетам-перехватчикам. Открывает экспозицию опытный фронтовой бомбардировщик Ту-98 — первый сверхзвуковой самолет ОКБ. Представлено несколько моделей этого проекта. Продолжают экспозицию модели опытного самолета «128» и серийного Ту-128, модели проектов Ту-128А и Ту-138. Кроме этих проектов, выставлены модели самолетов проектов «129» — сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик — и «136» — самолет вертикального взлета и посадки. Выставлена фотография главного конструктора, руководителя работ по самолетам Ту-2, Ту-4, Ту-16, Ту-98, Ту-22 и Ту-22М — Д.С. Маркова, Главного конструктора по самолету Ту-128 — И.Ф.Незваля, главного компоновщика ОКБ — С.М.Егера.
Девятая экспозиционная зона посвящена созданию стратегического бомбардировщика Ту-160. Открывают эту экспозицию проекты сверхзвуковых стратегических самолетов 60-х годов, создававшихся по программам Ту-135 и Ту-139. В начале раздела, относящегося непосредственно к Ту-160, находится проект с крылом изменяемой стреловидности, который закладывали еще при жизни А.Н.Туполева и который был им отвергнут. Продолжают экспозицию две модели по теме Ту-160М («многоцелевой»), выполненные по схеме, близкой к принятой для СПС Ту-144 и Ту-244. Схема была отвергнута заказчиком, с возвращением к исходной схеме с крылом изменяемой стреловидности. Далее представлены модели, иллюстрирующие сложнейший процесс оптимизации исходной схемы с учетом развития и модернизации базовых компоновочных решений и сучетом внедрения новых конструктивных решений по самолетным системам и системам вооружения — от проектов к серийному самолету. Здесь выставлена модель ракеты типа Х-55 — основного вооружения Ту-160, а также модель шасси самолета и некоторые элементы вооружения, фотография заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Б.И.Веремея, первым поднявшего Ту-160 в небо.
Десятая экспозиционная зона посвящена работам ОКБ в области создания беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В экспозиции представлена модель уникального БПЛА Ту-139 — полностью спасаемого сверхзвукового оперативно-стратегического разведчика, созданного на базе не спасаемого серийного беспилотного разведчика Ту-123. По этой теме было построено несколько летательных аппаратов этого типа, которые проходили летные испытания. В дальнейшем ОКБ перешло к проектированию и постройке полностью спасаемых многоразовых дозвуковых БПЛА тактического и оперативно-тактического назначения. Эти направления представлены моделями БПЛА Ту-143 «Рейс» и Ту-141 «Стриж», а также моделями основных элементов комплексов. Из последних работ ОКБ в области беспилотной техники представлены модели многоцелевого тактического БПЛА Ту-300 и сверхзвукового Ту-500. Выставлены фотографии руководителей работ по БПЛА в ОКБ Б.Н.Гроздова, отвечавшего за доводки и испытания БПЛА, и руководителя работ по БПЛА, Главного конструктора Л.Т.Куликова.
Одиннадцатая экспозиционная зона знакомит посетителей музея с первым этапом развития проектов ОКБ в области создания реактивной пассажирской авиации. В этом разделе представлены модели первого отечественного пассажирского реактивного самолета Ту-104, его экспортной четырехдвигательной модификации Ту-110, межконтинентального турбовинтового Ту-114, которые создавались на основе боевых Ту-16 и Ту-95. В экспозиции представлена модель самолета VIP-класса Ту-116, спроектированного как модификация серийного Ту-95. Самолет Ту-116 предназначался для перевозки первых лиц государства. Представлены модели нескольких вариантов ближнемагистральных Ту-124 и Ту-134, а также модель среднемагистрального Ту-154 — самолета, иллюстрирующего новый подход к проектированию туполевских пассажирских самолетов. Представлена фотография Главного конструктора Ту-134 Л.Л.Селякова.
Двенадцатая экспозиционная зона посвящена созданию сверхзвуковых пассажирских самолетов первого поколения. Тематика СПС-1 иллюстрируется несколькими моделями предварительных проектов Ту-144 с различными подходами в части общей аэродинамической компоновки. Выставлены модели опытного и серийного Ту-144, серийного Ту-144Д, также модели проекта СПС бизнес-класса Ту-444.
Тринадцатая экспозиционная зона подробно представляет в моделях семейство современных магистральных пассажирских самолетов Ту-204/214, начиная с предварительного трехдвигательного проекта, первого опытного самолета и практически всех основных самолетов семейства. На нескольких моделях иллюстрируется история создания современного ближнемагистрального самолета Ту-334, проектов региональных самолетов Ту-324 и Ту-414.
Четырнадцатая экспозиционная зона дает некоторое представление об экспериментальных работах ОКБ по различным перспективным направлениям авиационной техники. Великолепной моделью центрального отсека самолета Ту-95ЛАЛ иллюстрируются работы ОКБ в области создания самолетов с ядерными силовыми установками. Представлены модели самолетов на альтернативных видах топлива. В частности, выставлена модель летающей лаборатории Ту-155 для испытаний силовой установки, работающей на жид­ком водороде и сжиженном природном газе. В экспозиции представлены модели гиперзвуковых летательных аппаратов различного назначения, которые проектировались в ОКБ, начиная со второй половины 50-х годов (проекты «130», «136», «230», «360»).
Все четырнадцать экспозиционных зон проиллюстрированы настенными красочными баннерами и фотографиями, соответствующего содержания.
Второй экспозиционный зал является мемориальным и посвящен памяти А.Н.Туполева. В этом зале выставлены сохранившиеся мебель и вещи, которые находились в кабинете А.Н.Туполева, в его комнате отдыха и в зале заседаний. Ко всем этим вещам прикасались руки Андрея Николаевича.
Выставлены его личные вещи — два мундира: генерал-лейтенанта и генерал-полковника, его пиджак с муляжами Звезд Героя Социалистического труда и лауреатских значков. На корпусе радиолы, которую А.Н.Туполев привез в 30-е годы из командировки в США, установлена видеоустановка, на которой демонстрируются фильмы, посвященные А.Н.Туполеву и истории ОКБ. С помощью сохранившейся мебели из кабинета А.Н.Туполева с максимальным приближением восстановлены фрагменты кабинета — его рабочее место, стол, за которым проводились заседания его ближайших соратников. В экспозиции представлена фотоаппаратура, принадлежавшая А.Н.Туполеву. На его рабочем столе выставлена статуэтка Леонардо да Винчи, выданная А.Н.Туполеву при вручении диплома в Италии в 1970 г. В зале находится Книга почета предприятия, которую открывает А.Н.Туполев. Выставлена модель сухогруза «Андрей Туполев», ходившего до начала 90-х годов на Черном море, большой глобус Земли, изготовленный для А.Н.Туполева штурманским управлением ВВС. На этом глобусе с помощью ортодромической линейки А.Н.Туполев и его коллеги прокладывали предполагаемые маршруты туполевских самолетов через границы СССР, через океаны и континенты. Представлены книги и журналы с публикациями, посвященными ОКБ, А.Н.Туполеву и его соратникам. На стенах размещены портреты В.И.Ленина и Н.Е.Жуковского, находившиеся в кабинете А.Н.Туполева, фотографии А.Н.Туполева вместе с его сыном А.А.Туполевым — будущим Генеральным конструктором фирмы, А.Н.Туполева с его супругой Юлией Николаевной.

Посещение музея возможно только после согласования всех организационных вопросов с Вице-президентом по корпоративным вопросам Затучным А.М. и директором музея Ригмантом В.Г. Посещение музея организованное, группами не более десяти человек. Продолжительность лекции по музею рассчитана минимум на 1,5 часа.

Адрес: 105005, Россия, Москва, Набережная Академика Туполева д.17

Телефон: (499) 267-24-44 Факс: (499) 261-71-41, (499) 261-08-68

Web сайт: http://www.tupolev.ru/russian/Show.asp?SectionID=316

СПС

СПС
Изображение 1 из 2

1 Комментарий

  1. Андрей Николаевич долгое время проживал в доме по адресу Костянский пер. дом 10А.
    Жильцы-сторожилы считают необходимым установить на доме мемориальную доску.

  2. Жаль, что одному нельзя приехать и посмотреть Хоть бы цены указали..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *