Аэродром Энгельс организован в 1930-е годы и до начала 1990-х считался режимным. В те годы любое упоминание о нем в печати пресекалось цензурой. Сегодня это название часто мелькает на страницах газет и журналов, и не только потому, что там дислоцируется главная группировка стратегической авиации страны, но и благодаря музею Дальней авиации.
Все экскурсии в музей обычно начинаются со стендов, рассказывающих о боевом пути Дальней авиации и ее специалистах. Но основой музея все же являются самолеты, которые притягивают к себе и школьников, и ветеранов.
Эти, теперь навеки застывшие, машины удалось отстоять в период массовой утилизации отечественных ВВС.
Линейку самолетов открывает топливозаправщик 3МС-II – единственный из 85 построенных в Москве машин. Когда-то эти самолеты составляли основу стратегической авиации, создав паритет американским ядерным вооружениям. Огромные грузоподъемность и дальность полета в сочетании со скоростью, доходившей до 950 км/ч, позволяли машине доносить смертоносный груз до материка, отделенного от Евразии океанами, и вернуться домой. Но время шло, и, еще не потерявшие свою силу, они были переоборудованы в воздушные танкеры, способные передать стратегическим ракетоносцам тонны керосина, чтобы помочь им решить боевую задачу.
Рядом с ним пристроился ракетоносец Ту-95К-22 с турбовинтовыми двигателями, также сохранившийся в единственном экземпляре. Под его крылом свободно размещались крылатые ракеты Х-22 класса «воздух-поверхность». Ракета Х-22 способна поражать наземные и надводные цели на огромных расстояниях от самолета-носителя. В свое время между А.Н. Туполевым и В.М. Мясищевым разгорелась нешуточная борьба за лидерство в области создания самолетов межконтинентальной авиации. На этапе ее становления победителем вышло ОКБ-23 во главе с Мясищевым. Дело дошло до того, что самолет Ту-95 в 1960-е годы признали устаревшим. Спасло машину лишь расформирование ОКБ-23. Впоследствии за отсутствием других типов самолетов аналогичного назначения Ту-95 переделали в вариант «МС», оснастив его малогабаритными ракетами большой дальности.
Следом за сверхтяжелыми машинами на музейной стоянке застыли самолеты семейства сверхзвуковых Ту-22. Среди них есть ракетоносцы, постановщик помех и редчайший экземпляр учебно-тренировочного Ту-22У. Трудно дался этот самолет и промышленности, и экипажам Дальней авиации, но спустя десятилетия, когда машина была доведена до нужной кондиции, летчики не хотели расставаться с ним.
Напротив линейки боевых машин расположились «школьные парты» летчиков и штурманов. Это самолеты первоначального обучения Л-29, Л-39, учебно-боевой Ту-134УБЛ, предназначенный для подготовки пилотов самолетов типа Ту-22М, и учебно-штурманский Ту-134Ш с грузом бомб. На этих машинах в Тамбовском и Челябинском училищах прошли подготовку несколько поколений авиаторов.
Есть в экспозиции музея и иные экспонаты, включая транспортные самолеты Ан-2, Ан-12Б, Ан-24Т и даже Ил-62, также принадлежащий Дальней авиации, а также крылатые ракеты Х-20, Х-22, Х-15 и Х-55. Все они содержатся в хорошем состоянии. Большая заслуга в этом принадлежит ветеранам Дальней авиации, и прежде всего директору музея С.А. Воронову.
У каждого экспоната своя история. Например, с Ан-2, занимающего одно из почетных мест музейной стоянки, в Энгельсе проходили парашютную подготовку летчики-космонавты первого набора.
Музей Дальней авиации – одно из главных достопримечательностей г. Энгельса. Среди его посетителей немало знаменитостей, в частности актер Кирилл Лавров. Почетный гость – нынешний президент США Барак Обама. От учащихся же просто нет отбоя. И это радует. С одной стороны, наглядная демонстрация, что мы «не лыком шиты», а с другой – патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Николай Якубович
Журнал «Авиапанорама», №4-2009
Адрес: Россия,Саратовская обл., авиабаза Энгельс
Здравствуйте!
Я бы очень хотела в конце июня посетить Ваш музей. Скажите, возможно ли это? В интернете нет никакой информации на этот счет.
Если возможно, то — как? Сколько стоит вход, какие часы работы?
Заранее спасибо!
Воронову Сергею Александровичу.
Здравствуйте!
Я служил под Вашим началом в Энгельсе в 1 полку в 1 эскадрильи в 1988-1990 старший лейтенант Газизов (2-годичник из Уфимского Авиационного Института)
Оставьте, если можно Вши координаты или контактный телефон музея, хотелось бы пообщаться.
Всего доброго
Здравствуйте.
Хотел бы посетить музей на выходных, как это сделать?
Здравствуйте, скажите, пожалуйста, как можно посетить ваш музей?
Здравствуйте, на этой неделе будем в Саратове,очень хотелось посетить музей!Подскажите пожалуйста что необходимо сделать,какие часы работы и стоимость посещения?
Здравствуйте! Есть желание посетить музей, как это сделать в 20х числах июля 2020? Спасибо.
Здравствуйте! Хотелось бы посетить музей в период с 11.08-15.08. скажите пожалуйста, как это возможно.
Я дочь Вострова Николая Федоровича, капитана ВВС, командира отряда, ОДРАП 290, в/ч 65358 (г-н Зябровка, БССР). Мой отец погиб в авиакатастрофе 21.06.1963 года, выполняя полет на ТУ-22. Это был первая катастрофа в ОДРАП. Я точно знаю, что в гарнизоне был музей и в нем была информация о моем отце. Но часть улетела в Энгельс, возможно и архивы музея тоже. Прошу Вас, если есть хоть какие-то сведения о моем отце, сообщите, я вышлю документы подтверждающие мое право ознакомиться с ними. Нам дорога любая информация. У нас есть свидетельства очевидцев катастрофы. Все говорит о том, что экипаж отца повел себя героически и увел борт № 64 от Гомеля. В интернете до последнего времени не было никаких сведений ни об экипаже, ни о катастрофе. Сейчас на сайте Дальней авиации появилась биография отца, благодаря организаторам сайта. Огромное им спасибо.Очень надеюсь на то, что сохранились сведения об экипаже у Вас. У меня большое количество фотографий и документов отца. Возможно Вам будут они интересны.
Попасть практически невозможно . Встречают шлагбаум с автоматчиками ( действующая в/ч ). Зачем в названии «МУЗЕЙ» , в таком случае ? Насмотрелся на самолёты вдали от «музея «, на дачах Энгельса — очнь красиво , впечатляет .
Добрый день,
Как можно узнать какой серийный номер у Ту-95К-22, бортовой «53»? В Серышево я был ст.техником корабля на таком самолёте с таким же бортовым.
Если это сер.номер «65М52704», то тогда это мой самолёт. Я его принял в 1984г. в Узине (Украина) и служили мы с ним в Серышево, Амурская обл.
Очень хочется узнать, а вот к кому обратиться не знаю. Если сможете помочь — буду очень благодарен.
С уважением, Кузнецов А.Г.