Музей авиации ПВО (Саваслейка)

Практически полной коллекцией истребителей-перехватчиков авиации Войск противовоздушной обороны СССР располагает музей бывшего учебного центра авиации ПВО в Нижегородской области, рядом с населенным пунктом Савастлейка, который, в свою очередь, расположен недалеко от старинного русского города Мурома. После объединения Войск ПВО и ВВС России в единый вид Вооруженных сил, учебный центр в Савастлейке стал филиалом Липецкого Центра боевой подготовки и переучивания личного состава ВВС РФ.
Ведомственная принадлежность этого музея не является препятствием для его посещения и, как снова приходится констатировать, лишь способствует сохранности его уникальных на сегодняшний день экспонатов. В музей организуются экскурсии молодежи, школьников и всех желающих, хотя в основном это происходит на местном уровне.
Собранные в музее самолеты являются свидетельством неравнодушного отношения к истории отечественных ВВС генералов и офицеров, принявших решение об организации музея и сохранении для потомков натурных образцов авиационной техники, находящейся в прошлом на вооружении авиации ПВО. По своим характеристикам и возможностям многие самолеты в свое время не только находились на уровне зарубежных аналогов, но и превосходили их, а дальний перехватчик Ту-128 и всемирно известный рекордный, скоростной и высотный истребитель-перехватчик МиГ-25 вообще не имели реальных аналогов в мире.
Поражает сохранность экспонатов этого музея. Под шасси каждого самолета находятся бетонные плиты, благодаря чему они не вросли в грунт по самую ступицу колес, как было недавно в знаменитом музее Монино. Музей находится на огороженной площадке, на этой территории поддерживается порядок. Вызывает сожаление отсутствие подвесок ракетного вооружения. Конечно, сейчас ряд образцов ракетного вооружения (таких, например, как ракеты Р-4 для перехватчика Ту-128) трудно найти, но возможность оснастить ракетами некоторые самолеты в экспозиции пока еще существует. Это сделало бы музей еще более зрелищным и интересным. Пока только лишь на подфюзеляжных пилонах двух Су-15 подвешены пушечные контейнерные установки УПК-23/250.
В этом центре в прошлом не только проходили подготовку и переучивание летчики авиации ПВО, но и велись войсковые испытания новых образцов авиационной техники; именно сюда поступали новые перехватчики для отработки способов и методов их боевого применения в строевых частях.
Какие же самолеты находятся в настоящее время в музее? За исключением истребителя Су-11 (развитие массового перехватчика Су-9), практически все образцы реактивных истребителей-перехватчиков послевоенного периода. Это МиГ-17, МиГ-19С, МиГ-19ПМЛ, МиГ-21ПФМ, МиГ-21СМ, МиГ-23М, МиГ-23П, МиГ-25П, МиГ-31, Як-25, Як-28П, Су-9, Су-15, Су-15ТМ, Су-27П и тяжелый дальний перехватчик Ту-128.
Кроме них, здесь находятся учебно-боевые версии МиГ-23УБ, МиГ-25ПУ, Су-15УБ, а также учебно-тренировочные самолеты УТИ МиГ-15, Л-29 и Л-39.
На территории гарнизона, сразу за КПП, на высоком постаменте, устремленный в небо, стоит истребитель МиГ-17 – один из самых массовых и всемирно известных первенцев отечественной реактивной авиации.
Учебный центр продолжает выполнять свои задачи, его летчики неоднократно демонстрировали возможности своих самолетов за рубежом, а также принимали у себя иностранные делегации.

Адрес: н/п Саваслейка, Нижегородская область, авиабаза Саваслейка

Телефон +7 (83176) 7-12-72 , 5-78-59

Л-39

Л-39
Изображение 3 из 14

 

    • дорогие друзья для создания в ярославле мемориала=пионерам реактивной авиации страны=ищем экземпляр самолета миг-15 миг-17 лучше бы миг-9 як-15 а так же материалы о пребывании в нашем городе на аэродроме =дядьково=авиационных соединений в период 1941-1961годов

  1. В 1960-1962 г. служил срочную службу в вертолётной эскадрильи в Саваслейке. На аэродроме стоял реактивный истребитель (говорили из семейства МИГ) не рабочий.По размерам он был меньше МИГ 15 среднее шасси находилось на фюзеляже сзади и не имело резины.Нижняя часть фюзеляжа рядом с соплом сзади носила следы копоти.Ничего подобного в инете не нашел.Может кто подскажет,что это за машина и куда она делась?.Мне кажется,что работники музея что-то должны знать.С уважением Станислав.

    • это самолет-первенец реактивной эпохи или як-15 или миг-9 куда же он делся ?

  2. Спасибо людям организовавшим и поддерживающим этот музей. Переучивался в центре на МИГ-31 в 1996 г. Крайне порадовался побывав там в музее спустя 20 лет.

  3. ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ ИСТОРИЯ ОТКРЫВАЕТ НОВЫЕ СТРАНИЦЫ РАЗВ Е МЫ ДУМАЛИ ЧТО ЯРОСЛАВЛЬ ЯВЛЯЛСЯ пионером реактивной авиации страны и на аэродроме =ДЯДЬКОВО= базировался один из полков с 1947 года на самолетах МИГ-9 С1950-на самолетах МИГ-15 МИГ-
    15БИС С1953-НА самолетах МИГ-17 С 1961 на самолетах МИГ-19

  4. Добрый день. Меня зовут Андрей и в данный момент в моей мастерской мы проводим ремонт МиГ-15УТИ из вашего музея (б/н 02 синий) Нам он достался уже из Кубинки, куда его перевезли, видимо для парка Патриот. Очень интересует история этого самолета, если есть какая-то информация прошу поделиться Andrei_Terechow@mail.ru. С меня фотографии его современного вида)

    • для мемориального комплекса в ярославле ищем планер самолета миг-15ути восстановим своими силами раньше эти самолеты после спи сания использовались как воздушные мишени и на полигонах будем благодарны любой информации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *