Мемориальный музей В.П.Чкалова – один из самых популярных музеев Поволжья – открыт 7 июля 1940 года в доме, где родился и рос В.П.Чкалов. Этот дом был построен в 1896 году отцом Валерия – Павлом Григорьевичем.
Основа экспозиции – фотографии, документы, личные вещи В.П.Чкалова, предметы быта его семьи – все то, что связано с жизнью и деятельностью Чкалова – человека и Чкалова – знаменитого летчика.
Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василеве, так раньше назывался город Чкаловск. После окончания Василевской пятиклассной школы поступил учиться в Череповецкое техническое училище, но из-за разрухи в стране училище закрылось. Валерию пришлось вернуться в родное село и идти работать. Сначала он работает на землечерпательной машине «Волжская-1» кочегаром, потом переходит на пароход «Баян». В августе 1919 года Чкалов вступил в ряды Красной Армии, связал свою жизнь с авиацией, где прославился как искусный летчик-истребитель, выполняя сложные задания.
С 1930 года Чкалов – летчик-испытатель. Испытывая новые машины, он неоднократно проявлял героизм и находчивость. В мае 1935 года В.П.Чкалов был награжден орденом Ленина «…за исключительную смелость и мужество, проявленные при испытании истребителей И-15, И-16».
20-21 июля 1936г. экипаж в составе В.П.Чкалова, Г.Ф. Байдукова и А.В.Белякова совершает беспосадочный перелет по маршруту Москва – остров Удд (ныне о.Чкалова) в Охотском море. За этот перелет весь экипаж был удостоен высокого звания Героев Советского Союза, все трое были награждены Орденами Ленина.
18-20 июня 1937 года Валерий Павлович с экипажем того же состава совершили перелет из Москвы через Северный полюс в Америку. Перелет длился 63 часа16 мин. За этот перелет экипаж наградили орденами Красного Знамени.
В декабре 1937 года В.П.Чкалов был избран депутатом Верховного Совета СССР первого созыва.
15 декабря 1938 года Валерий Павлович Чкалов погиб при испытании нового самолета – истребителя И-180.
Павильон-ангар, вновь построенный в 2004 году, знакомит посетителей с техникой 30-х годов. Центральное место в ангаре отведено знаменитому АНТ-25 – участнику героических перелетов 1936-1937г.г., вошедших в историю авиации всего мира(23 ноября 2005 года присвоен статус «памятника науки и техники I ранга). Истребители И-16 и И-17 (ЦКБ-15) напомнят посетителям о сложной, рискованной работе В.П.Чкалова летчиком – испытателем. Самолет И-16, доведенный Чкаловым В.П. до совершенства, был лучшим истребителем 30-х годов, принял на себя удары фашистских стервятников в первые годы Великой Отечественной войны. Экспериментальный истребитель И-17 серийно не выпускался, но его экспонировали в 1936 году на Всемирной авиационной выставке в Париже.
Реактивный истребитель МИГ-15(бис) представлен как воплощение мечты В.П.Чкалова о самолете с большими скоростями.
Здесь же, в ангаре, стоит личный самолет В.П.Чкалова ПО-2 (У-2), подарок Советского правительства за первый беспосадочный перелет. Такие самолеты в годы Великой Отечественной войны использовались как легкие ночные бомбардировщики.
В ангаре находится еще один подарок В.П.Чкалову от Советского правительства. Это – автомобиль «Паккард». Такие машины получили все участники перелета из Москвы через Северный полюс в США.
Большинство посетителей покидает музей В.П.Чкалова с новым для себя открытием этого легендарного летчика и замечательного человека В.П.Чкалова.
Мы ждём и работаем для Вас каждый день, кроме понедельника с 10.00 ч. до 17.00 ч. московского времени. Последнюю среду каждого месяца мы закрыты на санитарный день и, к сожалению, тоже не сможем Вас принять. По всем вопросам Вы можете обратиться по следующим телефонам:
Адрес: ГБУК НО «Мемориальный музей В.П. Чкалова, улица Чкалова, дом №5,
Город Чкаловск, Нижегородской области, 606540, Россия.
Телефоны: +7(83160) 42499, +7(83160) 41706
Сайт: http://www.vchkalov.ru
Предлагаю полную коллекцию деревянных моделей советских и российских самолётов,планеров,вертолётов (1:100) в количестве 276 шт.От «Ильи Муромца» до «Суперджет-100″(в т.ч. «Буран»,»Мрия»,»Руслан»,»Максим Горький»,АНТ-25,»Беркут»,Ка-50″Чёрная акула»,Ил-76,Ан-10,Су-34 и т.д.) на подставках и с кратким описанием ТТД и краткой биографией генеральных конструкторов. Дорого.