Экспоцентр «КнААЗ им. Ю.А.Гагарина» — это единственный на Дальнем Востоке музей военной и гражданской авиационной техники.
Официальной датой рождения музея трудовой славы КнААПО считается 18 декабря 1975 года (приказ директора завода №213), но еще в 1964 в Дворце культуры создаётся Клуб трудовой славы.
В связи с расширением торгово-промышленных связей объединения, для утверждения авторитета объединения и пропаганды научно-технических достижений музей был реорганизован в Экспоцентр КнААПО (приказ генерального директора объединения №654 от 20.07.1999 года о создании Экспоцентра КнААПО и вхождении в него музея трудовой славы), открывший свои двери 17 декабря 1999 года в здании бывшего детского сада по ул.Копылова, 48а. Общая площадь музейных помещений составляет 1310 м2, площадь, занятая под экспозицию — 895 м2.
Выставочные залы и торгово-выставочные комплексы отражают историю создания авиационного производственного объединения и имеют такие разделы как:
- первостроители завода;
- первая продукция завода (самолёты Р-6 и ДБ-3);
- завод в годы войны (производство и эксплуатация самолёта Ил-4);
- производство самолёта Ли-2 на заводе №126;
- сотрудничество с ОКБ Микояна, производство самолётов МиГ-15/МиГ-17;
- сотрудничество с ОКБ П.О. Сухого, производство самолётов Су-7/Су-17;
- производство крылатых ракет на «КнААПО».
Логическим завершением экскурсии по музею является экспозиционный комплекс «Мы учим летать самолёты», в котором представлены краткие сведения о лётчиках-испытателях, их фотографии, информация о заслугах.
На территории завода много самолетов-памятников.
Самолет-памятник Р-6 установлен 14 августа 1987 года. Это единственный памятник самолёту на территории завода – макет в масштабе один к одному, так как к 1986 году найти уцелевший Р-6 не представлялось возможным.
Самолет-памятник Ли-2 установлен 17 августа 1984 года.
В годы Великой Отечественной войны на заводе выпускались самолёты ДБ-3Ф (Ил-4). В результате поисковой работы такой самолёт был найден на Кольском полуострове. С помощью вертолёта останки самолёта были подняты из болотистой местности, погружены на железнодорожную платформу и доставлены в Комсомольск-на-Амуре на авиационный завод. Они стали основой будущего памятника. В 25 км от станции Болонь было найдено место падения другого Ил-4, в результате поисковой деятельности специалисты завода вывезли консоли, винты, шасси и другие запчасти.
Силами подразделений завода, творческой деятельности специалистов самолёт был реконструирован и установлен на пьедестал на территории завода. 13 августа 1982 года состоялось открытие памятника.
Памятник МиГ-17 установлен в августе 1979 года.
Су-17 установлен 18 августа 1978 года.
В июне 2002 года на территории завода был установлен самолет-памятник Су-27, в 2012 — Су-33, 13 августа 2014 год — Су-30.
Адрес: г.Комсомольск-на-Амуре, пр-т.Копылова 48б
Телефон: (4217) 22-89-46
Web сайт: http://www.knaapo.ru/museum/