13 февраля 2013 г. исполняется 110 лет со дня рождения основателя Таганрогского авиационного научно-технического комплекса, выдающегося отечественного авиаконструктора – Георгия Михайловича Бериева.
Бериев Георгий Михайлович (13.02.1903 г. Тифлисе (ныне Тбилиси) – 12.07.1979 г. Москва). Советский авиаконструктор. Основатель современной отечественной школы гидросамолетостроения, создатель Центрального конструкторского бюро морского самолетостроения (ЦКБ МС) в г. Таганроге, ныне Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Г.М. Бериева.
Родился в семье рабочего. Трудовую деятельность начал в 1919 г. учеником литейщика на заводе Гильберта в Тифлисе. В том же году поступает в Тифлисское железнодорожное училище. В 1921 г. добровольно вступает в Красную Армию, продолжая учебу на вечернем отделении училища.
В 1923 г. после окончания железнодорожного училища поступает в Тифлисский политехнический институт откуда в 1925 г. переводится на авиационное отделение кораблестроительного факультета Ленинградского политехнического института. В 1930 г., после его окончания, начинает работать конструктором в КБ МОС ВАО возглавляемое французским конструктором П.Э. Ришаром. В конце 1930 г. становится заместителем начальника морской бригады ЦКБ завода им. Менжинского.
В 1934 г. назначен Главным конструктором и начальником ЦКБ МС в г. Таганроге, и бессменно им руководит до 1968 г. В октябре 1968 г. по состоянию здоровья Бериев переходит на работу в Научно-технический совет Министерства авиационной промышленности в Москве.
Под его руководством в ЦКБ МС, было создано 18 типов ЛА и большое количество их модификаций, внесен значительный вклад в отечественную науку и технику, в первую очередь – в развитие гидросамолетостроения.
Деятельность ЦКБ МС началась с запуска в серийное производство спроектированного им гидросамолета, ближнего морского разведчика МБР-2. В общей сложности было построено 1365 гидросамолетов МБР-2 различных модификаций.
Не менее успешно применялись в Великой Отечественной войне, созданные в Таганроге и находившиеся на вооружении флота корабельные гидросамолеты КОР-1 (Бе-2) и КОР-2 (Бе-4).
В послевоенные годы для охраны морских рубежей были разработаны и строились серийно всемирно известные гидросамолеты: летающая лодка Бе-6, реактивный гидросамолет Бе-10 и самый большой для своего времени самолет-амфибия Бе-12. Эти машины длительное время находились на вооружении, имели высокие летно-технические характеристики, подтвержденные десятками мировых рекордов.
В 1968 г. был создан самолет для местных воздушных линий Бе-30 (Бе-32), который по политическим мотивам не был запущен в серийное производство. Спустя многие годы восстановленная машина была показана на аэрокосмическом салоне в Париже, где вызвала большой интерес и получила высокую оценку специалистов.
Также в разные годы под его руководством созданы опытные гидросамолеты МДР-5, МБР-7, ЛЛ-143, Бе-8, Р-1, Бе-14 и опытный самолет – снаряд (крылатая ракета) П-10. Бериевым была разработана перспективная концепция развития гидроавиации (тяжелая летающая лодка ЛЛ-600), позволяющая создать машины с отличными летными качествами и высокой мореходностью.
Г.М. Бериев являлся членом научно-технических советов Государственного комитета СССР по авиационной технике и Государственного комитета по судостроению и научно-технического совета авиации ВМФ. Генерал-майор инженерно-технической службы (1951 г.), доктор технических наук (1961 г.), дважды лауреат Государственной премии (1947 г. — за создание Бе-6; 1968 г. — за создание Бе-12), награжден двумя орденами Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями.
Похоронен на Кунцевском кладбище в городе Москве.
ТАНТК им. Бериева