В память о 60-летнем юбилее запуска самолета Ил-14
Немного истории. В 1953г. на ТАПОиЧ стала поступать документация на новый пассажирский самолет Ил-14, который годом раньше был изготовлен в ОКБ им. С.В.Ильюшина в г.Москве и одобрен к серийному запуску. Ташкентский авиазавод № 84 к этому времени уже зарекомендовал себя солидным и единственным предприятием по выпуску пассажирских самолетов (с 4500 самолетами Ли-2, начиная с 1941года). Уже в марте месяце 1954г. самолет Ил-14 выкатили на открытую площадку для доводки и летных испытаний. Как на радость (или наоборот), в эти годы встал у руля государства Н.С.Хрущев, который решил всем показать «Кузькину мать». И в октябре 1954г., (т.е. через полгода после выкатки из цеха самолета Ил-14), он решил лететь на новом пассажирском самолете в Китай, к дню празднования годовщины Китайской Народной республики. Его должна была сопровождать большая делегация из руководства страны, в том числе Н.М. Булганин, Г.М. Маленков и др. члены правительства.
Никто не решился ему объяснить (а может боялись),что от выкатки самолета из цеха до серийного запуска обычно проходит 5-7 лет, а то и больше, как в настоящее время, на последних пассажирских самолетах.
Самолет Ил-14 был сырым, требовалась доводка, в частности, освоение нового трехосного шасси, вместо двухосного у самолета Ли-2, герметичного фюзеляжа и т.д. Тем более, что для Н.С.Хрущева, помимо пассажирского варианта, необходим был самолет Ил-14С («Салон»), с атрибутами удобства на кожаных диванах и креслах. Но неутомимый Н.С.Хрущев пошел дальше. Он пообещал подарить правительствам иностранных государств новый, пассажирский самолет, Ил-14С,»Салон», причем, к 1955г., а именно: Захир-шаху (Афганистан), Дж.Неру (Индия), У ну (Бирма). И что удивительно, все самолеты должны быть Ташкентского производства, хотя, параллельно самолет Ил-14 также выпускал завод № 30, в г.Москве, который уже имел опыт изготовления его, на подобном, ранее, самолете Ил-12.
Как и следовало ожидать, при подлете самолета Ил-14 к г.Пекину, во время болтанки через горы и сильной грозы, неотработанный герметик, в зоне стыка стрингеров с обшивкой фюзеляжа, свернулся, и с потолка салона начало капать, что не понравилось делегации и Н.С. Хрущеву. Назревал международный скандал. По приезду была организована комиссия от ОКБ им. С.В.Ильюшина, которая быстро нашла и другие дефекты на самолете Ил-14. В споре обвинили только одну сторону и полетели головы руководства завода № 84. Был уволен директор завода Л.А. Гуськов, которому я был обязан за поддержку, при поступлении в МАИ, также снят с работы, уважаемый мною за помощь в работе, Главный технолог завода Г.Г. Кантер, понижены в должности В.Н. Сивец, П.Н. Красавин и др. руководители завода.
В течение года, с 1954 по 1955г., завод лихорадило, менялось руководство, завод не смог выпустить ни одного самолета. После, чуть более 300о-го самолета Ил-14, ОКБ им.С.В.Ильюшина разочаровалось заводом в г.Ташкенте и только, в 1972г, после массового выпуска военно-транспортных самолетов ОКБ им. О.К.Антонова, наводнивших многие страны своей продукцией, был запущен самолет Ил-76, который также стал самым востребованным транспортным самолетом мира. Он является и, в настоящее время, единственным военно транспортным самолетом России и других стран.
Постоянно напрашивается мысль о доброй и вечной памяти труженикам, освоившие, в трудных условиях политики, ответственные и сложные конструкции лайнеров.
Радик Газиев