В марте 2006 года объединению авиаторов, носящему гордое название «Клуб Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы города Жуковского», администрацией города Жуковского и ведущим предприятиям авиационно-космической отрасли было предложено возглавить проект увековечивания в нашей стране на территории национального центра авиастроения первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144.
При поддержке области потребовалось выкупить к тому времени уже попавший в частные руки утилизаторов последний из 16 построенных на Воронежском заводе самолетов. Он был выпущен в 1985 году и налетал только 30 часов. В 1999-м в последний раз работали его двигатели, после чего они были законсервированы. Кому пришла в голову сумасшедшая мысль продать его в 2005 году на металлолом, истории известно, но никто до сих пор не несет за это даже моральной ответственности. В январе 2006 года уничтожение самолета было остановлено Губернатором Московской области Героем Советского Союза Б.В. Громовым.
Однако титановые створки капотов двух двигателей успели отпилить. Вся страна с тревогой следила за судьбой самолета. Но из-за финансового голода надлежащее восстановление прекратилось сразу после его демонстрации на МАКС-2007 (взамен отпиленных створок к МАКСу были срочно изготовлены паллиативные, алюминиевые). Общественные попытки организовать постоянное посещение Ту-144, а также других выставочных раритетов на территории ЛИИ разбились в пух и прах о безразличие тогдашних руководителей.
МАКС-2007 показал, насколько огромен интерес любителей авиации к Ту-144. Можно было не только увидеть первый в мире сверхзвуковой авиалайнер, но и почувствовать себя летчиками и пассажирами. Тысячи посетителей стояли по три-четыре часа в очереди ради того, чтобы подняться по трапу легендарного самолета, побывать в кабине пилотов, увидеть приборы и рукоятки управления, посидеть в кресле пилота, подержаться за штурвал, пройтись по салону.
Самолет вызвал большой интерес и у специалистов. Его посещали делегации многих авиационных предприятий и конструкторских бюро, экипажи летчиков, участвовавших в показе авиационной техники, летчики – участники пилотажных групп Италии и Франции, представители областных и региональных администраций, министерств и ведомств.
Отношение общества, детей и молодежи к проекту Ту-144 не вызывает сомнений. Волна публикаций и популярность самолета на МАКС-2007 подтвердили необходимость его дальнейшего восстановления. Поэтому участие самолета Ту-144 на МАКС-2009 было просто необходимо.
Клуб Героев, вопреки «глухой защите» властных структур, продолжал свою деятельность по мобилизации власти, бизнеса и общественности на его увековечивание. При неизменной поддержке и участии ООО «Научно-инженерная компания», в тесной связи с администрацией города, ОАО «Авиасалон» и ОАО «Туполев» с большим трудом, за счет заемных средств, но удалось продемонстрировать самолет образца 2007 года во всей красе на МАКС-2009. А с начала проекта он ведь стал старше еще на 4 года! Ностальгию по былым достижениям страны испытывали многие граждане России, внося свой посильный материальный взнос при посещении Ту-144 на авиасалоне.
Зато заинтересованность в проекте проявляет немецкая ассоциация «Ту-144», созданная, чтобы принять участие и приложить силы по восстановлению нашего экземпляра (наиболее качественно отреставрированный экземпляр Ту-144Д № 77112 куплен у России в 2001г. и установлен в музее города Зинсхайм рядом с французским «Конкордом»).
[…] Ту-144 […]