Конкорды в России

«Конкорд» в Шереметьево. 1995В статье Ивана Кудишина «Согласие на сверхзвук» (Авиамастер 1.2001) есть фраза «Хотя в Москве «Конкорд» все же один раз побывал». Как показали поиски мои и посетителей сайта «Испытатели», сверхзвуковые лайнеры Великобритании и Франции бывали в СССР, а затем в России все же чаще.
Конкорд в Шереметьево. 1987Смотрим фрагмент фильма «Дама с попугаем» (к/ст им.Довженко, 1988) — британский «Конкорд» в Шереметьево (декабрь 1987) ! Это был далеко не первый прилет в СССР. В рамках всемирного тура рейсом BA9003C «Конкорд» (s/n 206; рег-я G-BOAF) 7 марта 1987 года прилетел в Шереметьево из Лондона, а 8-го отправился в Каир.
8-10 мая 1995 года Шереметьево-2 посетил уже французский «Конкорд» (s/n 205; рег-я F-BVFA) с президентом Франции Миттераном на борту.
Новосибирк европейские сверхзвуковые лайнеры освоили еще раньше. В июне 1979 года в Токио проходила встреча первых лиц стран «большой семерки». Президент Франции Валери Жискар д’Эстен летел в Азию на «Конкорде» с транзитной посадкой в Новосибирске. 1,5 часа самолет находился на советской земле, пока шесть топливозаправщиков закачивали в него керосин.
Как рассказывает бывший командир Ту-104 Иван Рогов, в 1979 году работавший в службе движения ТОАО, на обратном пути из Токио «Конкорд» «дошел» до Новосибирска за 3 часа 18 минут. Трасса пролегала на 1500 км севернее Хабаровска, после посадки в Сибири самолет снова севером уходил на Ленинград, к Северному морю и далее на юг, в Париж. Иван Егорович также упоминает первый технический рейс «Конкорда» в «Толмачево», примерно за месяц до президентского визита (информация не проверена). Этот рейс запомнился тем, что в его экипаже находился русский эмигрант, выросший во Франции. Он говорил на русском языке и подарил толмачевским техникам, обслуживавшим самолет ящик французского коньяка.
«Конкорд» в ТолмачевоВ мае 1986 года в «Толмачево» по пути в Токио прибыло сразу два «Конкорда». На борту одного был Президент Франции Франсуа Миттеран, на втором — премьер-министр Жак Ширак, которым, по французским законам, запрещено одновременно летать на одном самолете.
По воспоминаниям очевидцев-авиаторов, в день прилета «Конкорда», за час до его посадки, в течение 2-часовой стоянки и еще на час после вылета в «Толмачево» были отменены все рейсы. К самому самолету, как и к его пассажирам, интерес был огромный, но люди в штатском не подпускали никого ближе, чем на 100 метров.
Лайнеры приземлились друг за другом примерно в полдень. При рулении самолета из кабины пилотов появился флаг Франции. Обслуживали «Конкорды» в основном французские инженеры, которым помогали тщательно отобранные специалисты из толмачевской АТБ.
Инспектор по безопасности полетов, ранее летавший на Ту-104, Юрий Мурашев, говорит, что для разбега лайнерам хватило меньше половины полосы (т.е. менее 1800 метров). При этом звук был не сильнее, чем от Ту-104. После отрыва последовал резкий набор высоты с углом атаки около 45 градусов. Еще будучи над полосой «Конкорд» набрал высоту около 1000 метров – по словам Юрия Васильевича что-то немыслимое для наших гражданских самолетов.
В феврале 1989-го «Конкорд» в последний раз приземлялся в «Толмачево» — лайнер снова вез лидера Франции в Японию.

Конкорд в Шереметьево (фрагмент из фильма «Дама с попугаем» прислан В.Левиным)

  1. Смотрим фрагмент фильма «Дама с попугаем» (к/ст им.Довженко, 1988) – британский «Конкорд» в Шереметьево! Это был не официальный визит – такие принимали во Внуково. В рамках всемирного тура рейсом BA9003C «Конкорд» (s/n 206; рег-я G-BOAF) 7 марта 1987 года прилетел из Лондона, а 8-го отправился в Каир.
    На самом деле требуется маленькое уточнение.Съемки фильма велись в декабре 1987 года(еще работают в Аэрофлоте их массовочные участники,в чью спецодежду(у киношников на складе такой не было) переодевали актеров).Так что это показана стоянка дополнительного рейса,которые часто прилетали из Лондона вплоть до 1999 года именно в ноябре и декабре,привозя аристократию на премьеры Большого театра.Летел самолет на дозвуковой скорости,поскольку над Европой грохотать не разрешалось.
    Да и март 1987 года это быть не может никак,-в кадре видны афганский Ту-154м(оба получены в апреле1987 года) и монгольский Ту-154Б2,который взят в аренду осенью 1987 года

    • » Так что это показана стоянка дополнительного рейса,которые часто прилетали из Лондона вплоть до 1999 года именно в ноябре и декабре,привозя аристократию на премьеры Большого театра.Летел самолет на дозвуковой скорости,поскольку над Европой грохотать не разрешалось. »

      — а какой тогда смысл был гонять «Конкорды», если он не летел на сверхзвуке ? Или над Европой он летел на дозвуке, а над Россией — переходил на сверхзвук ?

    • Под нажимом экологов правительства всех стран, кроме СССР и Индии, запретили полет СПС на сверхзвуковой скорости над своей территорией, включая прибрежные воды, хотя опыт показал, что на глубине порядка одного метра удар перестает быть заметен. Таким образом, для всего мира был узаконен полет СПС на сверхзвуковой скорости только над открытым океаном. Отмечу, что полеты Ту-144 над территорией СССР выявили отсутствие жалоб населения страны. Возможно, если бы регулярные полеты Ту-144 над сушей продолжались, отношение к звуковому удару резко изменилось.
      Дальше Выше Быстрее. Черемухин Г.А.
      Интересно, полеты СПС на сверхзвуке разрешались в СССР везде, или только на определенных трассах? У военных вроде были такие ограничения?

    • «Интересно, полеты СПС на сверхзвуке разрешались в СССР везде, или только на определенных трассах? У военных вроде были такие ограничения?»

      Вот не могу Вам ответить… Могу поделится только личными впечатлениями… У меня дача по Ярославскому направлению Подмосковья, относительно недалека от Чкаловского аэродрома. В 80-е годы истребители, в том числе и на сверхзвуке, над ней барражировали регулярно, и не сказать, чтобы очень высоко. И каких-то особых неудобств от их полетов мы не испытывали, ну если только звук, конечно, был более резким, чем от обычных самолетов. (И наблюдать за ними было приколько — самолет находится в одной точке, а звук, кажется, исходит из точки на 10-15 градусов после него). Конечно, «Конкорд» был гораздо крупнее, но и на сверхзвук он переходил гораздо выше. Поэтому, ПМСМ, проблема звукового удара от СПС по большей части была надумана и служила одним из легититимных предлогов для торможения программы. Судя по всему, западной финансово-промышленной элите, которая и обладает там реальной властью, по разным причинам не нужно было массовое внедрение пассажирской сверхзвуковой авиации. Поэтому-то программа «Конкорда» уже на момент выхода в регулярную эксплуатацию из коммерческой превратилась по большей части в имиджевую, поэтому-то после «Конкорда» ни одна из последующих разработок СПС не дошла до стадии коммерческой реализации.

  2. Кстати,прилетел французский Конкорд с Миттераном в Шереметьево-2,а не во Внуково 8 мая,а улетел 10го.При этом подступы к аэропорту не перекрывались,а вылет поздно вечером высыпали посмотреть на перрон многие кто работал в тот день.Даже из-за забора фото сняли.
    http://cdn-www.airliners.net/aviation-photos/photos/0/8/3/1450380.jpg,
    А впервые Конкорд детально крупно показали в фильме Экипаж в парижском эпизоде(1978 или 79 год)

  3. Юрий Мурашев был явно опьянён заморской жевательной резинкой! Приблизительно в том же духе французы реагировали на наш вертолёт В-12 в Ле- Бурже и на Ан-22, к слову… Ту -144 вообще им был костью в горле ! А про крутой набор высоты летавшим на Ту -154 б-2 рассказывать не имеет смысла. Ветераны знают.
    Со времён «Муромцев» ничего не изменилось : читайте Финне — » французам лучше знать!»
    АМИНЬ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *